< Eчастие прокурора в гражданском процессе
  Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Гражданское право и процесс /

Eчастие прокурора в гражданском процессе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


По ст. 9 Приказа Генерального прокурора РФ № 1 от 5 января 1997 г. «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве»:

«9. Прокуроры, принимающие непосредственное участие в рассмотре-нии судами гражданских дел и имеющие классные чины, в судебном заседа-нии должны быть в форменном обмундировании».

II. ОСНОВАНИЯ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА

В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Прямое указание закона – такие указания могут быть как в ГПК РФ, так и в других законах: ст. 261 ГПК РСФСР (признание недееспособным), в Се-мейном кодексе ст. 70 (дела о лишении родительских прав) и т.д.

Указание Генерального прокурора РФ – необходимость участия проку-рора может быть определена указанием Генерального прокурора. Традицион-но Генеральный прокурор дает такие указы на участие прокурора в делах с участием несовершеннолетних лиц, по искам органов прокуратура и др.

Собственное усмотрение прокурора – ст. 45 ГПК РФ увязывает его с защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел способствует осуществлению целей правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объектив-ном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях и по каждому делу вы-носились законные и обоснованные решения, определения и постановления.

Свои полномочия в гражданском судопроизводстве прокурор осущест-вляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, под-чиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генпрокурора РФ.

Участвовать в рассмотрении судами гражданских дел могут все проку-рорские работники. Однако в целях оперативного руководства деятельностью прокуроров в этой сфере и более квалифицированного осуществления над-зорных функций в Генеральной прокуратуре РФ образовано Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам, а в про-куратурах субъектов федерации – одноименные отделы (управления), проку-роры которых выполняют наибольший объем работы в этой области. В рай-онных и городских прокуратурах эта работа возлагается на помощников про-куроров или (реже) на заместителей прокуроров. Работу по надзору за закон-ностью судебных решений по гражданским делам организуют прокуроры-руководители соответствующих прокуратур.

На основании Приказа Генерального прокурора РФ «О распределении обязанностей между руководителями Генеральной прокуратуры РФ» замес-титель Генерального прокурора РФ Давыдов В. И. решает вопросы управле-ния по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским делам.

2.1. Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе

Вопрос о процессуальном положении прокурора дискуссионен в науке гражданского процесса.

Одни авторы полагают, что в процессе прокурор занимает положение стороны и является стороной . Речь здесь, очевидно, может идти лишь о про-куроре, предъявляющем иск. Уточняя эту точку зрения, некоторые авторы отмечают, что прокурор, предъявивший иск, является стороной лишь в про-цессуальном смысле . Третьи авторы полагают, что процессуальное положе-ние прокурора совершенно особенное, ибо только на него возложен надзор за соблюдением законности в деятельности всех участников гражданского про-цесса, в том числе и самого суда, поэтому оно не может быть сведено к поло-жению стороны, ибо нельзя быть стороной в деле и одновременно надзирать за соблюдением закона. По поводу последнего утверждения, в целом согла-шаясь с ним, необходимо отметить, что оно уже не соответствует действую-щему законодательству, ибо Законом о Прокуратуре РФ на прокурора теперь надзор за законностью деятельности суда не возложен.

Процессуальное положение прокурора не может быть сведено к поло-жению стороны или третьего лица. Прокурору может быть отказано судом в приеме искового заявления только в случае, когда у лица, в интересах которо-го предъявляется иск, нет права на обращение в суд. На прокурора не распро-страняются материально-правовые последствия решения, с него нельзя ниче-го взыскать, даже если суд не удовлетворит его иск. Отказ от иска не связыва-ет заинтересованное лицо, которое и является истцом по делу. Понятие же «истец в процессуальном смысле», употребляемое некоторыми авторами для характеристики процессуального положения прокурора, неудачно. Термин «истец» (в отличие от понятия иска и права на иск) материальному праву не-известен, поэтому говорить «истец в процессуальном смысле» тавтологично. Для выделения понятий «истец» и «ответчик» процессуальная наука исполь-зует материально-правовой критерий, т.е. их участие в предполагаемом мате-риально-правовом отношении, которое будет предметом судебного рассмот-рения. Коль скоро прокурор не является их участником, он не будет истцом и ответчиком по делу, даже если его процессуальные права и обязанности ана-логичны стороне по делу .

Прокурор является совершенно особым участником гражданского про-цесса, для характеристики которого уместнее всего употребить выработан-ный русской процессуальной наукой термин «правозаступник». Правозаступ-ник в отличие от представителя, поверенного, слуги частного интереса сто-роны – его клиента защищает индивидуальные права частного лица ввиду и во имя общественного блага .

Прокурор не связан в своей правовой позиции и процессуальной дея-тельности интересами лица, на стороне которого он выступает. Его задача защитить общественное благо, интересы общества, выраженные в законе, правопорядок. Он защищает права и интересы конкретного лица постольку, поскольку в этом выражается общественный интерес в той мере, в какой дело имеет общественное значение.

2.2. Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений

по гражданским делам

Особое внимание обращается на исполнение судебных решений, выне-сенных по заявлениям и искам прокуроров. Однако в задачу прокурора не входит проведение сплошных проверок исполнения всех решений по граж-данским делам, вынесенных судом. Прокурор обычно проверяет исполнение судебных решений в связи с жалобами граждан и других заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 441 ГПК РФ прокурор вправе принести жалобу в суд на действия судебного пристава.

В соответствии с п. 7 Приказа Генерального прокурора РФ от 05.01.1997 г. № 1 «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве» на прокурора возложена обязанность:

«7. Обеспечить надзор за законностью исполнения судебных постанов-лений, опротестовывая в необходимых случаях действия судебных исполни-телей и судебные определения по вопросам исполнения…».

Обеспечивая надзор за законностью исполнения судебных постановле-ний необходимо руководствоваться Федеральным Законом «Об исполнитель-ном производстве», вступившем в силу 06.22.97 г. и разделом VII ГПК РФ. Меры прокурорского реагирования на нарушения закона судебными приста-вами-исполнителями в настоящее время чаще имеют форму представлений. Это объясняется тем, что нормами ФЗ «Об исполнительном производстве» принесение протеста на действия судебного пристава-исполнителя не преду-смотрено. В то же время опротестование действий пристава в суд не исклю-чается в соответствии со ст. 441 ГПК РФ .

Выбор формы прокурорского реагирования принадлежит прокурору, но здесь следует иметь в виду, что протест на действия судебного пристава-исполнителя подается в суд, а не руководителю подразделения судебных при-ставов округа. В адрес должностного лица может быть внесено представле-ние об устранении нарушений закона, которое оформляется в порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ».

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 всем нижестоящим прокурорам поставлена задача обеспечить эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конститу-ционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения.

С учетом специфики работы судебных приставов организация надзора распределена между структурными подразделениями прокуратур, осуществ-ляющими надзор за:

 исполнением законов и законностью правовых актов – в части со-блюдения закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; исполнения законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства. Надзор за соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемых Глав-ным судебным приставом РФ, управлением по надзору за исполнением зако-нов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ;

 законностью постановлений судов по гражданским делам – в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства.

Заключение

Проблема доступности и эффективности правосудия является чрезвы-чайно актуальной и значимой, особенно в настоящее время, когда недоверие к судам со стороны граждан приводит большую часть общества в сферу тене-вой криминальной юстиции, которая, как известно, судит не по закону, а «по понятиям» .

Ни для кого не секрет, что основными недостатками нашей «отечест-венной Фемиды» являются, в первую очередь, нарушение сроков рассмотре-ния дел, когда их слушания без достаточно уважительных причин отклады-ваются или переносятся

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»