Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Гражданское право и процесс /

Авторское право

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


то ни было пояснениями. Упоминается лишь один из способов использования - издания, но этот порядок должен сохраняться при всех иных способах использования произведения.

В отличие от других субъективных прав автора, представляющих меру возможного поведения, право на неприкосновенность произведения и имени автора изложено как запрет, адресованный третьим лицам.

Пределы неприкосновенности произведения не могут быть безграничными. Автор, вступая в договорные отношения с издательством, театром и другими организациями-пользователями, допускает, что в ходе подготовки произведения к выпуску в свет будут вноситься определенные поправки. Редактор или режиссер, совершенствуя произведение, не вправе нарушить замысел автора, особенности его стиля и так далее. Вносимые ими в произведения должны согласовываться с автором.

К числу прав автора, закрепленных законом, относится право на вознаграждение за разрешение использовать произведение. Это - имущественное право.

Особенности авторского вознаграждения определяются спецификой творческого труда. Факт создания произведения еще не порождает у автора возможности реализовать право на вознаграждение. Осуществление данного права с использованием произведения другими лицами, иными словами, когда установлена общественная полезность произведения.

Ставки авторского вознаграждения за использование произведений учитывают вид, характер произведения, его объем, сложность, количественные критерии. При издании научного или художественного произведения вознаграждение выплачиваются, исходя из ставки за один авторский лист. Поэтические произведения оплачиваются по ставкам за одну строку. Отдельные произведения - рассказ, эпиграмма, стихотворение до 30 строк - оплачиваются аккордно, то есть за произведение в целом.

Ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы, науки и искусства дифференцированы в зависимости от вида произведения (художественная проза, одноактная пьеса, литературно-критические, литературоведческие работы, научно-популярная, учебная литература и так далее).

При издании произведения литературы, науки и искусства автор получает 100% авторского вознаграждения. Каждое последующее издание обычно оплачивается в уменьшенном размере: второе и третье издание литературно-художественного произведение - в размере 60% от первого издания; четвертое - 40%; пятое - 30% и так далее.

При издании переработанного автором произведения авторское вознаграждение выплачивается в следующем порядке: новый материал оплачивается, как первое издание - 100%, ранее опубликованный материал - в процентном исчислении с учетом порядкового номера издания.

Отпадение государственной монополии в издательском деле привело к утрате обязательной силы типовых авторских договоров и предусматривавшихся ранее ставок авторского вознаграждения. Однако многие издательства ориентируются на прежние принципы исчисления авторского вознаграждения, одновременно дополняя их современными (например, возможностью получения автором части дохода, полученного издательством от распространения тиража его произведения). Аналогичным в принципе образом строится расчет авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкально-драматических, музыкальных и других произведений. Одни ставки применяются при оплате публичного произведения, созданного по заказу зрелищного предприятия, другие - публичного исполнения уже опубликованных произведений.

За произведение, выполненное по заказу, либо за право первой постановки неопубликованного произведения автору выплачивается единовременное вознаграждение. Кроме того, зрелищное предприятие, публично исполняющее произведение, выплачивает автору вознаграждение в виде определенного процента от суммы валового сбора, поступившего от продажи билетов. Публичное исполнение уже опубликованных произведений оплачивается в виде процентов от поспектакльных сборов.

Рассмотренные выше права авторов произведений литературы, науки и искусства делятся на личные и имущественные. Личные права охватывают право на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведение и имени автора, право на опубликование. Имущественным считают право на воспроизведение и распространение произведения, на авторское вознаграждение.

Личные и имущественные права тесно переплетены, каждое принадлежащее автору право призвано в той или иной мере охранять как его имущественные, так и неимущественные интересы.

Приведем несколько примеров. Право автора на имя, которое является личным правом автора, в определенных случаях затрагивает его имущественные интересы. Если не указан один из соавторов, то он лишается авторского вознаграждения. Лицо, выдавшее чужое произведение за свое, нарушает право на авторство и право на имя действительного автора, а также его право на авторское вознаграждение, В данном случае тесно переплетены личные и имущественные интересы автора.

Право на неприкосновенность произведения тоже может порождать для автора имущественные последствия. Право на неприкосновенность произведения тоже может порождать для автора имущественные последствия. Например, искажение театром пье¬сы при постановке может снизить посещаемость зрелищного учреждения или привести к исключению пьесы из репертуара театра. В свою очередь это приведет к уменьшению размера вознаграждения или прекращению его выплаты.

Практически трудно выделить личные и имущественные права в чис¬том виде, поскольку одно и то же принадлежащее автору право может охранять его имущественный и неимущественный интересы.

Право на авторство, авторское имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно (ст. 137 Основ гражданского законодательства).

Основные способы защиты авторских прав. При нарушении личных неимущественных прав автор может требовать восстановления нару¬шенного права путем внесения соответствующих исправлений, сообще¬ния в печати или иным способом о допущенном нарушении.

Нарушение имущественных прав (ст. 500 ГК) может быть связано с нарушением других имущественных прав автора. Например, права соб¬ственности на объект, в котором материализовано произведение (карти¬на, рукопись, клавир и т. п.). Возмещение стоимости утраченной или поврежденной вещи не лишает автора права на возмещение убытков, связанных с нарушением авторского права.

Из общих мер защиты гражданских прав не применяется к авторским правам присуждение к исполнению обязанности в натуре. Невозможно заставить автора написать произведение по договору заказа, если он не выполнил взятого на себя обязательства. Право на авторство, право на авторское имя, на неприкосновенность произведения защищаются неза¬висимо от истечения срока исковой давности.

Органы защиты авторских прав. Судебный порядок защиты авторских прав наиболее распространен. Его основу составляет исковое производство.

В исковом заявлении указывается, какие права автора нарушены (личные неимущественные или имущественные). Исковые требования неимущественного характера связаны с восстановлением личных прав автора, а исковые требования имущественного характера – со взысканием авторского вознаграждения или убытков. Возможны иски, в которых одновременно заявлены требования о восстановлении личных неимущественных интересов и имущественных прав.

Нарушение имущественных интересов автора в ряде случаев не затра¬гивает его личных прав. Оно возможно при правомерном использовании организацией произведения, а также при бездоговорном использования. В первом случае речь идет об определении вознаграждения ниже преду¬смотренного, несоблюдении порядка и сроков выплаты вознаграждения и т. д.; во втором — об отказе организации выплатить автору причитающийся ему гонорар.

Права авторов внутри страны и за ее пределами до 1990 года охранялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП). Оно было создаю в 1973 году по инициативе творческих союзов, Академии наук СССР, Агентства печати "Новости" и других организаций. Охраняя права и законные интересы авторов и их правопреемников, ВААП обеспечивало представительство, принимало необходимые меры по предотвращению нарушений или восстановлению нарушенного права. ВААП вело дел; авторов в административных и судебных органах, выполняло функции по сбору и выплате авторского вознаграждения.

Вместе с тем, ВААП обладало монополией на заключение договоров, нередко без их на то согласия. Фактически оно выполняло функции органа государственного управления в сфере авторских отношений. Поэтому происходящие процессы радикального обновления существенно отразились на его деятельности. В настоящее время оно преобразовано в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС) при Президенте РФ. РАИС является федеральным ведомством, разрабатывающим и осуще¬ствляющим государственную политику в сфере охраны авторских и смежных прав. РАИС отказалось от многих монопольных функций, сохранив за собой, в частности, функции содействия обладателям авторских прав в реализации их правомочий, включая право на обращение в суд и на заключение договоров об использовании авторских прав в РФ и за рубежом исключительно по поручениям авторов или иных правообладателей, а также получение и выплату авторского вознаграждения за публичное использование (исполнение) некоторых произведений и авторского воз¬награждения, поступающего из-за рубежа в валюте. РАИС вправе изда¬вать инструкции и разъяснения по единообразному применению автор¬ского права, обязательные для всех ведомств, организаций и иных поль¬зователей произведений.

Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов.

Нередко творческие произведения создаются гражданами, не достигшими совершеннолетия либо признанными в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»