Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Гражданское право и процесс /

Авторское право

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


ограниченно дееспособными. Например, Надя Рушена, за свои 17 лет, создала около 11 тыс. рисунков. При жизни Нади состоялось 15 выставок ее работ, в том числе за рубежом. Первый поэтический сборник Ники Турбиной вышел в свет, когда юной поэтессе было всего 8 лет. В России и за рубежом широко известны имена других юных дарований.

Возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права авторов не вызывает каких-либо сомнений ни в юридической науке, ни на практике. Сама эта возможность входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное авторское право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения науки, литературы и искусства, т. е. действие фактического характера, а не сделка. Но поскольку фактические действия могут совершаться и недееспособными липами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности. Поэтому носителями авторских прав в отношении созданных ими произведении являются сами несовершеннолетние и недееспособные лица.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение и признаны в связи с этим ограниченно дееспособными, могут осуществлять свои авторские права лишь с согласия попечителей (ст.16 ГК). Это означает, что автор, дееспособность которого ограничена по суду, сам осуществляет свои авторские права, но под контролем попечителя, задачей которого является ограждение подопечного от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Попечитель не устраняет действий самого подопечного, а действует вместе с ним и в его интересах.

Несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте от 15 до 18 лет, осуществляют спои авторские нрава совершенно самостоятельно (ст. 13 ГК). Это исключение из общего правила, согласно которому граждане могут самостоятельно осуществлять свои гражданские права лишь с 18 лет, если только законом не указано иное. Наличие такого отступления вполне оправдано, так как в данном возрасте можно предполагать достаточную зрелость несовершеннолетних для разумного распоряжения достигнутыми ими творческими результатами.

Авторские права юридических лиц.

Наряду с физическими липами обладателями авторских прав на произведения науки, литературы и искусства по российскому законодательству выступают юридические лица. Если последние являются правопреемниками создателей произведений, их возможность быть носителями авторских прав не вызывает никаких сомнений. Так, юридическое лицо может приобрести отдельные авторские правомочия по договору с автором, в силу того, что произведение создано автором в порядке выполнения служебного задания, авторское право может перейти к юридическому лицу по завещанию автора и т. д. Но всех этих случаях юридическое лицо становится обладателем производного авторского права, которое первоначально возникло на стороне автора, но перешло к юридическому лицу по указанным в законе основаниям.

Вопрос о том, может ли юридическое лицо быть обладателем первоначального авторского права, т. е. Приобретать права на произведение посредством своих собственных действий, долгие годы оставался в советской науке авторского права спорным. Многие ученые, основываясь на тех положениях советского авторского законодательства, в соответствии с которым права на научные сборники, словари, энциклопедические издания, журналы, кинофильмы и т. п. возникали у выпустивших их в свет организаций, полагали, что авторское право юридических лиц возникает в результате их творческой деятельности, необходимой для объединения самостоятельных произведений отдельных авторов в единое целое произведение. Иными словами, они считали, что юридические лица являлись полноценными обладателями первоначального авторского права, что и находило прямое отражение в авторском законодательстве.

По мнению других ученых, юридическое лицо по самой своей природе не может стать субъектом первоначального авторского права. Они исходили из того, что творить, создавать новое могут лишь живые люди. Поэтому как бы ни повлияло юридическое лицо на создание произведения, само создание произведения является делом отдельных физических лиц. Выявить же какую-либо особую творческую деятельность юридического лица, не охватываемую творчеством конкретных физических лиц, невозможно. Правомерно лишь говорить об организационной деятельности юридического лица, о создании им материальной базы для творчества физических лиц и т. д., однако указанные действия не являются основанием для признания за юридическим лицом первоначального авторского права. Поэтому с их точки зрения наделение некоторых юридических лиц авторскими правами первоначального характера являлось не более чем законодательным приемом, преследующим определенные цели. Так, конструкция первоначального авторского права юридического лица способствовала устранению правовой неопределенности, возникающей в силу отсутствия у обладателя авторского права на все произведение, в частности облегчала использование произведений. Данное объяснение представляется достаточно убедительным. Большой, а иногда и недостаточно определенный круг лиц, внесших творческий вклад в создание сложного составного произведения вкупе с отсутствием правовых отношений между конкретными авторами, участвовавшими в его создании, делают целесообразным признание обладателем авторского права на произведение в целом одного лица. В самом деле, это лицо (киностудия, научно-исследовательская организация, издательство и т. п.) лишь условно может быть признано автором произведения, так как в действительности его творцами являются конкретные физические лица. Однако такой юридический прием, являющийся своеобразной юридической фикцией, вполне оправдан по изложенным выше соображениям.

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", однако, вообще отказался от данной юридической конструкции. В качестве авторов произведений им признаются лишь физические лица, творческим трудом которых они созданы (ст. 1). Такой подход, безусловно, более точно отражает действительное положение дел, но насколько он согласуется с потребностями практики, покажет будущее. Во всяком случае можно констатировать, что с точки зрения действующего авторского законодательства у таких составных произведений, как энциклопедии, продолжающиеся сборники научных трудов, периодические издания и т. п. вообще нет авторов, а авторами аудиовизуальных произведений признаны не все лица, внесшие творческий вклад в их создание, а только режиссер-постановщик, сценарист и композитор (ст. 11, 13 Закона). Практическое значение данной проблемы во многом снимается благодаря тому, что исключительные права на использование рассматриваемых произведений по-прежнему признаются за их издателями и из¬готовителями.

Иностранные авторы.

Субъектами авторского права признаются не только граждане России, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения российских авторов охраняются независимо от места их обнаро¬дования или нахождения в иной объективной форме, то охрана произведений иностранных авторов зависит от ряда закреплен¬ных в законе условий. Прежде всего, признаются и охраняются авторские права иностранцев на те их произведения, которые обнародованы на территории России, либо не обнародованы, но находятся на ее территории в какой-либо объективной форме (п. 1 ст.5 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). В данном случае правовое положение иностранных авторов не имеет никаких отличий от правового положения российских авторов. Указанное правило выражает территориальный принцип, известный авторскому законодательству многих стран и закрепленный важнейшими международными конвенциями.

Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в объективной форме за пределами РФ, его охрана в нашей стране осуществляется в соответствии с международными договорами России. Так, согласно Всемирной конвенции об авторском праве на территории России охраняются все произведения граждан стран—участниц Всемирной кон¬венции, а также любые произведения, впервые опубликованные на их территории. Важно лишь, чтобы они вышли в свет по¬сле 27 июля 1973г. —даты присоединения СССР к Всемирной конвенции.

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" ввел правило, ранее советскому авторскому законодательству не из¬вестное, в соответствии с которым произведение также счита¬ется опубликованным в РФ, если в течение 30 дней после пер¬вого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.

Присоединение России к Бернской конвенции.

В течение многих лет Советский Союз, а потом и Россия, не могли стать участниками Бернского Союза в силу несоответствия предоставляемой по национальному законодательству охраны произведениям "уровню Бернской Конвенции".

Но, несмотря на то, что Закон, принятие которого позволило бы присоединиться к Бернской Конвенции, вступил в силу только 3 августа 1993 года, некоторыми правоведами уже в 1992 году поднимался вопрос о способе возможного присоединения России. В частности, один из них отмечал, что статья 18 Бернской Конвенции не содержит обязательства обеспечения охраны с обратной силой, и, поэтому не исключено, что Российская федерация при присоединении к Бернской Конвенции выразит именно такую точку зрения. Позднее этим же специалистом не раз высказывалось мнение о необходимости присоединения России к Конвенции без обратной силы, что "для России, для российских организаций, использующих иностранные произведения" оказалось бы "наиболее выгодным и безболезненным, особенно в течение первых лет после присоединения".

13 марта 1995 года произошло

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»