< Авторское право и авторский договор
  Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Гражданское право и процесс /

Авторское право и авторский договор

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


изобретения, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Причитающиеся нам вознаграждения, согласно авторскому свидетельству

N 200892, распределяем в следующих долях:

Петрову Виктору Александровичу 50 (пятьдесят) процентов;

Харитонову Ивану Ивановичу 25 (двадцать пять) процентов; Столяровой Нине

Петровне, являющейся наследницей умершего Столярова Владимира Алексеевича,

25 (двадцать пять) процентов.

2. Расходы по заключению договора стороны оплачивают в равных долях.

3. Гр. гр. Петровым В.А., Харитоновым И.И. и Столяровой Н.П. получены

по экземпляру настоящего договора.

Удостоверительная подпись нотариальной конторы.

Передача исключительных прав по авторскому договору

Защита авторских прав является одной из важнейших проблем в современном

гражданском праве. Несмотря на то что сегодняшнее законодательство содержит

достаточно эффективные механизмы защиты от незаконного внедоговорного использования

произведений авторского права, тем не менее далеко не всегда эти механизмы

реализуются на практике. В качестве примера можно привести нарушение издательством

"Международные отношения" авторских прав известного ученого-цивилиста М. М.

Богуславского, без согласия которого был переиздан его учебник "Международное

частное право"1. Распространенность подобных примеров порождает интерес как

к изучению вопросов реализации и защиты прав авторов, так и выявлению природы

авторских прав. Последнее издавна вызывало споры среди ученых-цивилистов.

Сложилось два подхода в определении юридической природы авторских прав.

Первый, так называемый "проприетарный" подход основан на отождествлении

права создателя на достигнутый результат с правом собственности лица, создавшего

материальный объект. Так, в российском законодательстве XIX в. право автора

на созданное им произведение трактовалось как право собственности, а предпринимателям

предоставлялась возможность не только "покупать" авторское право на данное

произведение, но и становиться собственником всего будущего творчества автора2.

Другой подход - через призму понятия исключительных прав. В юридической

литературе существуют различные трактовки исключительного характера авторских

прав: от толкования их как неотчуждаемых и неотторжимых от личности автора

в течение всей его жизни до полного отрицания этого понятия3.

Понимание правовой природы авторских прав имеет важное практическое значение

прежде всего для определения совокупности авторских правомочий, передача которых

возможна, и к тому же для установления сущности авторских договоров, режима

использования прав, приобретенных в результате заключения названных договоров.

Вначале необходимо точно установить, что понимается под авторским правом.

В ст. 1 Закона "Об авторским праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.4 этим

понятием охватываются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием

произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское

право следует трактовать как совокупность имущественных и личных неимущественных

правомочий, принадлежащих автору с момента создания произведения, а также

иным лицам, приобретшим указанные правомочия в силу закона или по договору.

Существенным признаком авторских прав является их абсолютный характер,

поскольку правомочиям автора корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться

от их нарушения. Кроме того, автор по своей воле, независимой от воли других

лиц, разрешает либо запрещает использование созданного им произведения.

Понятие "исключительные права" берет начало из так называемой теории

частноправовой монополии Рогэня. Сущность авторского права последний видел

не в возможности пользования предметом, а в способности воспрепятствовать

всякому другому присвоить предмет, идею. Под монополией он понимал невозможность

пользоваться другим данной вещью как свойство, присущее всем абсолютным правам5.

В действующем законодательстве и в современной науке гражданского права

данная теория получила свое развитие. Сложившееся в настоящее время понимание

исключительного характера авторских прав состоит в том, что принадлежащие

создателю произведения авторские права препятствуют другим лицам использовать

произведение, иными словами, обеспечивают их носителям правомочия на совершение

различных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совершать

указанные действия.

Авторские правомочия возникают в силу создания какого-либо произведения

либо в порядке правопреемства. Однако далеко не все из них могут быть переданы

по закону или договору. Так, не передаются личные неимущественные права авторов,

предусмотренные ст. 29 Закона "Об авторском праве и смежных правах". В отличие

от них права на обнародование, на опубликование произведения, будучи личными

неимущественными, способны переходить к другим лицам.

Среди иных личных неимущественных прав - право на отзыв произведения.

Содержание этого правомочия состоит в возможности автора отказаться от ранее

принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже

обнародовано, в возможности дезавуировать действия по его доведению до всеобщего

сведения, публично оповестив об его отзыве. Вопрос об отчуждении права на

отзыв произведения законодательством в настоящее время не решен. Вероятно,

реализация данного правомочия должна зависеть от осуществления права на обнародование.

Если автором произведение было обнародовано и не было принято решение об отказе

от этого, то правопреемник не может самостоятельно реализовать право на отзыв.

Если же по закону или по договору были переданы соответствующие авторские

права на необнародованное произведение, то правопреемник должен обладать правомочием

отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения на условиях,

предусмотренных п. 2 ст. 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах".

Что касается имущественных прав авторов, то здесь тоже различают свободно

отчуждаемые права и права, отчуждение которых ограничено. К последней группе

относятся: право доступа к произведениям изобразительного искусства, которое

принадлежит только автору; право следования, переход которого возможен лишь

к наследникам по закону, и др.

Согласно ч. 2 ст. 138 Гражданского кодекса РФ, использование объектов

исключительных прав может осуществляться третьими лицами только с согласия

правообладателя. Основным способом передачи авторских прав является договор.

В соответствии с положением ст. 30 Закона "Об авторском праве и смежных правах",

исходя из объема передаваемых прав, различают два вида авторских договоров:

о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование

произведения определенным способом в установленных договором пределах только

лицу, которому названные права передаются, и предоставляет такому лицу право

запрещать подобное использование произведения другим лицам. При этом автор

обязуется не передавать право на использование произведения другим лицам без

согласия приобретателя исключительных прав. Нарушение данной обязанности может

повлечь ответственность автора вплоть до расторжения договора и взыскания

выплаченного вознаграждения. Примером может служить следующее дело. Автор

Г. 5 января 1979 г. заключила договор с издательством "Советский писатель"

о написании и предоставлении издательству повести. При подписании договора

был выплачен аванс, а при одобрении произведения - 60 % гонорара. Во время

действия договора автор заключила аналогичный договор с другим издательством,

в связи с чем издательство "Советский писатель" предъявило к Г. иск о возврате

полученного по договору вознаграждения, который был удовлетворен Ленинградским

городским судом6.

Другой вид авторских договоров - договор о передаче неисключительных

прав - предполагает, что автор разрешает пользователю использовать произведение,

но сохраняет при этом за собой право на использование произведения или предоставляет

право на его использование какому-либо третьему лицу.

Подобная классификация имеет важное практическое значение и в целом получила

научное признание7. Однако рассматривая ее в теоретическом аспекте, нельзя

не признать, что авторские права в любом случае являются исключительными,

даже если они выступают в качестве

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»