Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Гражданское право и процесс /

Административно-правовые нормы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


административно-правовых норм весьма масштабно. В этом их универсальность, как универсальна (в смысле масштаба) сама деятельность по реализации задач и функций исполнительной власти.

При этом, конечно, надо иметь в виду, что административно-пра¬вовые нормы не регулируют отношения между гражданами.

Таковы наиболее отчетливо выраженные особенности административно-правовых норм. Эти нормы императивны, что выражается в односторонности содержащихся в них юридически-обязательных волеизъявлений полномочных органов.

Что касается структуры административно-правовых норм, m она традиционна: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выража¬ется гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации дея¬тельности аппарата управления она прямо не выражена, а предпола¬гается в качестве условия соответствия этой деятельности установлен¬ной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти, Диспозиция нормы — это предписания, запреты и дозволения.

Санкция предусматривается, как правило, в виде конкретных мер дисциплинарного или административного воздействия, причем далеко не все нормы имеют таковые. Например, нормы, регулирующие уп¬равленческую деятельность, исходят из того, что взаимоотношения между, вышестоящими и нижестоящими административно-управлен¬ческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. Санкции в данном случае содержатся в нормах общего характера, относящихся к институту государственной службы. С другой стороны, конкретные административные санкции всегда закрепляются в нор¬мах, предусматривающих составы конкретных административно-пра¬вовых правонарушений.

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регу¬лятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.

Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: ма¬териальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризу¬ются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых админист¬ративным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управ¬ленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмот¬реть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определя¬ющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-право¬вые нормы определяют основы взаимодействия субъектов испол¬нительной власти и различного рода объектов управления, их взаим¬ные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламенти¬руют динамику государственного управления и связанных с ним уп¬равленческих отношений. Например, это нормы, определяющие поря¬док приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан;

порядок производства по делам об административных правонару¬шениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (проце¬дуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регули¬руемых управленческих отношений.

В соответствии со сложившимися в юридической теории и практике представлениями о процессе и процессуальной деятельности следует акцентировать внимание преимущественно на их юридичес¬кой сущности, как это имеет место, например, в отношении уголовно¬го и гражданского процесса. На подобной базе можно выделить административно- юрисдикционные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения преимущественно во внесудеб¬ной форме различного рода административно-правовых споров. Име¬ется в виду реализация административной юрисдикции, т.е. принад¬лежащих соответствующим органам управления (должностным ли¬цам) полномочий по самостоятельной правовой оценке поведения лиц или организаций и по применению в необходимых случаях установ¬ленных мер административно-принудительного характера (например, производство по делам об административных правонарушениях).

Налицо, следовательно, правоохранительный аспект административно-юрисдикционных норм.

Но управленческая деятельность не сводится только к юрисдикционной. Существенна значимость, Например, подготовки и при¬нятия управленческих решений, регистрационных, разрешительных и иных функций, широко используемых в процессе государственно-уп¬равленческой деятельности. Это также процессуальные действия. В силу этого административно-процессуальные нормы, регламенти¬рующие многие позитивные стороны повседневной деятельности по управлению, прежде всего, практической работы аппарата управ¬ления, можно выделить в особую группу — административно-процедурные нормы. Это, например, нормы, содержащиеся в утвержденном Правительством Российской Федерации 28 января 1993 года Регла¬менте заседаний Правительства, определяющем основы формирова¬ния их плана, порядок их подготовки и проведения, оформления принятых решений1 .

Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоох¬ранительные административно-правовые нормы. При этом забывается, что регламентация или регулирование — общее свойство любых правовых норм, в том числе и направленных на правоохрану.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных дан ной нормой условиях совершать определенные действия. Содержа¬щиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обяза¬тельное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при полу¬чении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общест¬венное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли прожи¬вающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.

В настоящее время управленческая практика исходит из необ¬ходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование н своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предпи¬саниям, характер которых может быть различным.

В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых уп¬равленческих отношений. Так, в Законе от 18 апреля !991 года «О милиции» говорится, что в соответствии с возложенными на нее задачами милиция обязана совершать широкий круг действий (ст. 10);всего предусматриваются 24 варианта таких действий. По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта го¬сударственно-управленческой деятельности. Применительно к граж¬данам закрепляемые нормой административного права их общие обя¬занности являются элементом их административно-правового статуса;

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. За¬преты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запре¬щено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершенно¬летних)2 и т.п. Это — специальный запрет;

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволитель¬ные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и за¬преты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках ко¬торого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно — разрешения. Фактически до¬зволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совер¬шать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, со¬ответственно, могут характеризоваться как разрешительные.

Административно-правовые нормы дозволительного характера получают все более широкое распространение в практике реализации задач и функций исполнительной власти. В связи с этим нужно учитывать довольно частые ссылки на действие якобы всеобъемлющего принципа: можно делать все, что не запрещено. Однако нельзя подоб¬ный принцип истолковывать буквально, ибо иначе будут действовать одни лишь запреты.

С другой стороны, опасно и то, что, поскольку ус¬тановление безграничных запретов не только вредно, но

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»