Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Гражданское право и процесс /

Банкротство коммерческих организаций как способ прекращения юридических лиц

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


статьей 65 Кодекса, то есть путем признания его банкротом (п. 4 ст. 61).

Кроме того, многие нормы Кодекса, хоть и не затрагивающие непосредственно банкротства, имеют определяющее значение для решения целого ряда ключевых вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц. Речь идет о положениях, регулирующих, например, организационно-правовые формы юридических лиц; право собственности и другие вещные права; обязательственные правоотношения; вопросы ответственности за нарушения обязательств; порядок заключения, изменения и расторжения договоров и другие.

И все же законодатель, принимая Гражданский кодекс Российской Федерации, учитывал, что правовое регулирование правоотношений, возникающих при несостоятельности (банкротстве) субъектов гражданских правоотношений, невозможно без специального законодательства, детальнейшим образом регламентирующего все вопросы, связанные как с материально- правовыми, так и с процессуальными аспектами этих отношений. Данное обстоятельство послужило причиной включения в Кодекс общей отсылочной нормы к специальному законодательству (п.3 ст.65): «Основанием признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве)».

6

Таким образом, в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота центральным нормативным правовым актом является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), при подготовке и принятии которого обнаружилось в целом стремление обеспечить по возможности исчерпывающее регулирование соответствующих отношений. Вместе с тем в ряде случаев это оказалось невозможным в силу специфики некоторых групп правоотношений, требующих излишне детальной регламентации, выходящей за рамки предмета регулирования данного закона. В связи с этим в подобных ситуациях допускается принятие иных федеральных законов и других нормативных правовых актов. Однако следует обратить внимание на то, что все указанные случаи, а также уровень соответствующего нормативного акта прямо обозначены в тексте Закона о банкротстве.

Предметом регулирования Закона о банкротстве признается весь комплекс отношений, возникающих в связи с неплатежеспособностью юридических лиц как участников имущественного оборота. Прежде всего, определяются критерии и внешние признаки несостоятельности (банкротства), которые для арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве должника, являются основанием для применения к должнику соответствующих процедур, предусмотренных Законом о банкротстве: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, либо добровольного объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве) при соблюдении требований, предусмотренных Законом.

Специфической чертой предмета правового регулирования Закона о банкротстве является включение в него наряду с материально-правовыми большого числа норм, относящихся к процессуальному законодательству. Принимая во внимание значительное своеобразие такой категории дел, как дела о несостоятельности (банкротстве), законодатель включил в текст Закона о банкротстве большое число норм, регламентирующих порядок их разрешения арбитражным судом. Основная часть специальных правил, посвященных порядку рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве), сосредоточена в главе III Закона о банкротстве «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде» . Однако круг процессуальных правил этим не исчерпывается, в тексте Закона, в других его главах, имеется немало иных процессуальных норм, регламентирующих действия арбитражного суда и

7

участников дела о банкротстве применительно к отдельным процедурам несостоятельности должника. Причем указанные процессуальные нормы применяются в приоритетном по отношению к правилам, помещенным в главе III Закона о банкротстве порядке.

Круг юридических лиц – должников, попадающих в сферу действия Закона о банкротстве, определен указанным Законом на основании п.1 ст. 65 Кодекса.

Таким образом, в роли должника, в отношении которого может быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), может выступать любая коммерческая организация, за исключением казенного предприятия.

Особым образом решается вопрос в отношении унитарных предприятий, не находящихся в государственной или муниципальной собственности. Унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, так же как и казенные предприятия, не могут быть признаны несостоятельными (банкротами). При недостаточности имущества у таких унитарных предприятий их кредиторы вправе предъявить свои требования к собственникам их имущества, несущим в этом случае субсидиарную ответственность по обязательствам предприятий.

Из числа некоммерческих организаций несостоятельными (банкротами) могут быть признаны лишь те из них, которые имеют организационно-правовую форму потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда. Банкротство иных некоммерческих организаций исключается.

Существенными особенностями отличается правовое регулирование несостоятельности (банкротства) банков и иных кредитных организаций. Закон о банкротстве включает в себя лишь основные принципиальные положения о банкротстве этой категории должников, а в остальном отсылает к специальному закону – федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», нормы которого должны применяться в приоритетном порядке.

Закон о банкротстве (пункты 5 – 7 ст. 1) определяет также соотношение содержащихся в нем норм и положений международного частного права.

8

Основополагающие принципы соотношения внутреннего законодательства и международного частного права установлены Конституцией Российской Федерации, согласно которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»

Применение нового Закона о банкротстве порождает известные трудности. Во-первых, потому, что, как и его предшественники предыдущих столетий, он объемен и сложен по построению и формулировкам. По сравнению с Законом от 19 ноября 1992 года «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» объем его вырос более чем в три раза. Усложнился и расширился понятийный аппарат, внесено много уточнений процессуального характера, появилось много принципиально новых норм материального права. Во-вторых, трудности связаны с новым, глубинным содержанием нового Закона о банкротстве, поскольку он, по существу, вводит новую идеологию этого процесса. Новая редакция Закона отметает главный аргумент должника – «Я не плачу потому, что не заплатили мне». Законодатель не принимает во внимание дебиторскую задолженность перед должником.

В содержании нового Закона «О несостоятельности (банкротстве)» может быть выделено, по крайней мере, три следующие характеристики. Первая касается структуры и широты охвата. По структуре новый Закон стройнее и последовательнее прежнего. Нет сегодня тех смешений процессуальных и материальных норм, которые были характерны для Закона от 19.11.92 г. Например, нормы глав 1,2,4 направлены на урегулирование материально-правовых вопросов. Глава 3 «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде» целиком посвящается особенностям рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами. Здесь логически последовательно излагаются процессуальные правила, начиная с вопросов подведомственности и подсудности (ст. 29), кончая распределением судебных расходов (ст. 54).

9

Новый Закон в отдельных параграфах отразил процедуры банкротства для сельскохозяйственных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.

Новый Закон в полной мере учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства.

Под градообразующими организациями в Законе понимаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст. 132).

Определяя особенности банкротства градообразующих предприятий, Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъекта РФ.

По ходатайству названых органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника – градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами.

Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года.

В процессе внешнего

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»