Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Гражданское право и процесс /

Гражданское право

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Правоведение

Гражданское право

Вариант 3

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3 декабря 2002 года (дата опубликования в «Российской газете») вступил в силу, и внес множество новшеств в правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту — Закон № 161-ФЗ). Этот закон является основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий.

До 3 декабря 2002 года правовое положение унитарных предприятий регламентировалось:

1. ГК РФ;

2. Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий»;

3. Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ»;

4. Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения»;

5. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности»;

6. Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп «Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»;

7. Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»;

8. Иными нормативными правовыми актами.

Теперь все вышеперечисленные нормативные правовые акты согласно пункту 1 статьи 37 Закона № 161-ФЗ применяются постольку, поскольку они не противоречат этому закону. Отметим также, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 161-ФЗ и уставами самих унитарных предприятий, которые являются основными учредительными документами этих предприятий, так же применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону № 161-ФЗ. На практике это значит, что если положения устава унитарного предприятия противоречат Закону № 161-ФЗ, то они не применяются, а применяются положения, установленные Законом № 161-ФЗ. Кроме того, отметим, что на основании пункта 2 статьи 36 Закона № 161-ФЗ уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Закона № 161-ФЗ в срок до 1 июля 2003 года, то есть в указанный срок в уставы этих предприятий должны быть внесены изменения, обусловленные изменением правового регулирования по Закону № 161-ФЗ.

Закон № 161-ФЗ внес много существенных изменений в правовое регулирование деятельности унитарных предприятий. К принципиально новым моментам правового регулирования деятельности унитарных предприятий относятся следующие:

1) запрет на создание дочерних предприятий;

2) расширение полномочий и контрольных функций собственника имущества унитарных предприятий;

3) установление минимального размера уставного фонда для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;

4) ограничения в совершении отдельных видов сделок унитарным предприятием (распоряжение имуществом, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, крупная сделка, сделки заимствования).

Проанализировав суть внесенных изменений в правовое регулирование деятельности унитарных предприятий в целом можно сделать вывод о том, что в основной своей массе изменения носят следующий характер:

1) ограничение самостоятельности унитарных предприятий;

2) укрупнение унитарных предприятий;

3) повышение финансовой устойчивости унитарных предприятий (снижение риска несостоятельности (банкротства).

Рассмотрим все вышеперечисленное более детально в рамках освещения правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Унитарные предприятия — это юридические лица, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Унитарные предприятия на основании пункта 1 статьи 113 ГК РФ и пункта 1 статьи 2 Закона № 161-ФЗ являются коммерческими организациями, то есть, основной целью их функционирования является извлечение прибыли.

Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом на основании пункта 1 статьи 113 ГК РФ и пункта 1 статьи 2 Закона № 161-ФЗ имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками такого предприятия.

Учитывая реальные различия между правовым положением имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, гражданское законодательство делит все унитарные предприятия на два вида:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (статья 114 ГК РФ и пункт 2 статьи 2 Закона № 161-ФЗ):

 федеральное государственное предприятие;

 государственное предприятие субъекта Российской Федерации;

 муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (статья 115 ГК РФ и пункт 2 статьи 2 Закона № 161-ФЗ):

 федеральное казенное предприятие;

 казенное предприятие субъекта Российской Федерации;

 муниципальное казенное предприятие.

В отличие от других юридических лиц, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, на основании пункта 2 статьи 3 Закона № 161-ФЗ до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением этого предприятия. Это новое положение, введенное Законом № 161-ФЗ, распространяется только на унитарные предприятия, решение об учреждении которых принято после 3 декабря 2002 года.

Закон № 161-ФЗ ввел более жесткие требования к полному наименованию унитарных предприятий. Напомним, что ранее на основании пункта 3 статьи 113 ГК РФ наименование унитарного предприятия должно было содержать указание только на собственника его имущества. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ теперь полное наименование унитарных предприятии должно в обязательном порядке содержать точное указание на их организационно-правовую форму и собственника имущества.

Еще одним ограничением деятельности унитарных предприятий является то, что на основании пункта 3 статьи 4 Закона № 161-ФЗ они обязаны уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 161-ФЗ решение об учреждении унитарного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в рамках своей компетенции, уполномоченным органом государственной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия. Закон № 161-ФЗ в пункте 4 статьи 8 четко ограничил круг оснований, по которым может быть создано унитарное предприятие.

Согласно пункту 5 статьи 8 Закона № 161-ФЗ Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления устанавливается:

1) порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием;

2) порядок утверждения устава унитарного предприятия;

3) порядок заключения контракта с руководителем унитарного предприятия.

2. Что понимается под ничтожной сделкой и оспоримой сделкой? Каковы различия между ними?

Закон (п. 1 ст.166 ГК) подразделяет все недействительные сделки на два общих вида – ничтожные сделки и оспоримые сделки.

Ничтожная сделка недействительна в силу права в момент ее совершения, поэтому судебного решения о признании ее недействительной не требуется. Ничтожная сделка не подлежит исполнению. На ничтожность сделки в праве ссылаться и требовать в судебном порядке применения последствий ее недействительности любые заинтересованные лица.

Суд, установив при рассмотрении дела факт совершения ничтожной сделки, констатирует ее недействительность и в праве применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе (п. 2 ст. 166 ГК). Закон предусматривает возможность признания судом в исключительных случаях (ст. 171, 172 ГК) ничтожной сделки действительной.

Оспоримой называется сделка, которая в момент ее совершения порождает свойственные действительной сделке правовые последствия, но эти последствия носят неустойчивый характер, так как по требованию исчерпывающе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»