Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Гражданское право и процесс /

Отличие методов управления от методов регулирования

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Дисциплина «Гражданское право»

Тема контрольной работы: «ОТЛИЧИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОТ МЕТОДОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ».

2004

Понятие и виды административно-правовых методов

Методы административно - правового управления - средство практического осуществления функций государственно- управленческой деятельности, достижения её целей.

Методам административно - правового управления присущи следующие наиболее характерные черты:

- органическая связь целевым подчинением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государ¬ственной власти;

- выражение управляющего воздействия субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;

- непосредственное выражение в связях между субъектами и объектами го¬сударственного управления как формы практической реализации единой исполнительной власти;

- использование субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закреплённой за ними компетенции;

- метод административно - правового управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект;

- с учётом многообразия приёмов и способов реализации управленческой компетенции метод управления есть определённая возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти;

- в методах административно - правового управления в соответствующем объёме находит своё выраже¬ние государственный интерес, управляющая воля государства;

- непосредственное выражение в методе административно - правового управления принадлежащих и его исполнительному аппарату полномочий юридически властного характера;

- для методов административно - правового управления характерна правовая форма их непосредственно¬го практического выражения;

- выбор конкретных методов управления и воздействия находится в пря¬мой зависимости не только от особенностей субъектов исполнительной власти, но прежде всего- от особенностей управления.

Итак, по своим показателям метод административно - правового управления есть средство целенаправленного управляющего воздействия. Такой подход к его пониманию сближает его с методом правового регулирования управленческих общественных отношений. Общее для них- и тот и другой являются регулирующими средствами, т.е. высту¬пают в роли "носителей" административно- правовых дозволений, запретов, предписаний. Однако акценты при этом различны: либо речь идёт о механизме правового регулирования, в принципе едином для всех отраслей права, либо об управленческом инструменте, используемом конкретными исполнительными ор¬ганами для решения стоящих перед ними повседневных задач.

Главный критерий, необходимый для разграничения названных ва¬риантов в методологическом смысле следующий:

• метод правового регулирования - функция административного права;

• метод управления - функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполни¬тельной власти (государственного управления).

Важность иных средств, используемых в работе органов управления, несомненна, но связываются они с решением задач иного порядка. Так для при¬нятия решения в виде правового акта субъект исполнительной власти предварительно проводит значительную работу, используя при этом различные средства - социологические, математические, графические, выполняемую до принятия ре¬шения в целях выработки его наиболее эффективного варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в будущем управленческом решении.

Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управлен¬ческой работы, но если нет управляющего воздействия, нет и собственно методов управления.

Вот почему не следует выделять в качестве самостоятельных мето¬дов управления математические, графические, социологические, исследователь¬ские, воспитательные и прочие средства. Подобного рода действия можно отнес¬ти к так называемым организационным мероприятиям, находящим свое выраже¬ние, как правило в неправовых формах государственно-управленческой деятель¬ности и не вызывающих прямых юридических последствий внешнего характера, т.е. не оказывающих влияния на объект управления.

Таким образом следует различать:

а) методы управленческого воздействия, они всегда имеют внешнее юриди¬чески - властное значение и выражение и выявляются собственно методами управ¬ления;

б) методы организации работы аппарата управления; имеют чисто внутри -аппаратное значение;

в) методы совершенствования отдельных управленческих действий; это ме¬тоды процедурного характера.

Первые из них- административно- правовые методы. В них проявля¬ются все основные качества, присущие государственно-управленческой деятель¬ности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. С помощью ряда методов, имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем использования административно-правовых форм и методов. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в норма¬тивных либо индивидуальных правовых актах управления.

Иная точка зрения на понятие применения методов государственно¬го управления заключается в том, что в каждом конкретном случае субъект управления должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы, пути, средства решения задачи. Можно назвать их наиболее существенные черты:

- это способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, одного человека на коллектив или коллектива на человека. Во всех случаях метод управления выступает как особые связи людей;

- это способы обеспечения преобладания, подчинения воли;

- это способы организации, упорядочения происходящих в системе процес¬сов, приемы осуществления общих функций, возникающих в процессе совместной деятельности;

- это средства достижения цели.

Методы при правильном применении образуют единую систему способов воздействия, связанных друг с другом.

Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме администра¬тивно-правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией осо¬бенностей сферы применения методов. С общетеоретических позиций проявляет¬ся действие универсальных методов любой деятельности- убеждение и принужде¬ние.

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное пове¬дение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и администра¬тивной ответственности. При необходимости обеспечения общественной без¬опасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принужде¬ние.

Специальный подход к проблематике видовой классификации админи¬стративно-правовых методов исходит прежде всего из характера (содержания) управляющего воздействия. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространённым является выделение двух групп методов, а именно - административных и экономических.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со сто¬роны субъектов государственно - управленческой деятельности на соответствую¬щие объекты управления независимо от конкретной области общественной жиз¬ни. Своё выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспече¬ние должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что объект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления. Нали¬цо - прямое предписание, ибо управляющее воздействие предполагает императив¬ный (директивный) вариант волеизлияния субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления, являю¬щегося одним из существенных каналов практической реализации государственной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти.

Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления является сознательно- волевое поведение управляемых. Долж¬ное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых. При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принужде¬ния к должному поведению, что, однако, не даёт оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.

С учётом названных качеств административных методов очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они на¬ходятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, кото¬рые осуществляют администрирование, т. е. управление. На этой базе и возникло

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»