Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Гражданское право и процесс /

Подведомственность гражданско-правовых споров

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Московская Государственная Юридическая Академия

МДФ

III курс, 13 группа

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА: Гражданское процессуальное право

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Филатова М. В.

ТЕМА: Подведомственность гражданско-правовых споров.

ИСПОЛНИТЕЛЬ: Карамыслов Д. А.

Москва

2002г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты 7

1.1. Понятие подведомственности 7

1.2. Виды подведомственности 7

Глава 2. Практические аспекты 9

2.1. Подведомственность споров судам 9

2.1.1. Суды общей юрисдикции 9

2.1.2. Арбитражные суды 10

2.1.3. Конституционный суд 12

2.2. Разграничение подведомственности между судами 13

2.2.1. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды 14

2.2.2. Суды общей юрисдикции и Конституционный суд 16

Заключение 19

Список использованных источников: 20

Введение

Правом разрешать юридичес¬кие дела, т. е. споры о праве и иные правовые вопросы индиви¬дуального характера (об установлении того или иного юриди¬ческого факта, правового состояния лица или имущества и др.), по законодательству России пользуются: суды, нотариат, КТС, Высшая патентная палата, органы опеки и попечительства и др. Кроме того, граждане России в соответствии с международны¬ми договорами Российской Федерации вправе обращаться в меж¬дународные органы по защите прав и свобод человека и граж¬данина, если им было отказано в защите их прав во всех уста¬новленных федеральным законом судебных инстанциях (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).

Каждый из названных органов, в том числе и суд, вправе разрешать только те гражданские дела, которые отне¬сены законом к его ведению, т. е. подведомственны ему.

Таким образом, средством разграничения их полномочия является институт подведомственности.

Подведомственность является одним из важнейших процессуальных институтов, поскольку его неразработанность, а также несогласованность действующих норм о подведомственности приводят к тому, что не только граждане и юридические лица, но и работники суда и прокуратуры испытывают трудности при определении суда, полномочного рассматривать и разрешать конкретное дело.

На практике это порождает принятие дел к производству неполномочными судами или же, наоборот, компетентный суд отказывается рассматривать дело, что приводит к нарушению конституционного права на судебную защиту. Иллюстрацией сказанного могут послужить многочисленные примеры.

Так, Законодательным собранием Алтайского края 26 мая 1995 года принято постановление, которым утвержден Устав (Основной закон) Алтайского края. В соответствии с п. 2 ст. 83 Устава глава администрации края избирается краевым Законодательным собранием на альтернативной основе тайным голосованием сроком на четыре года.

Гражданин Потапов обратился в суд с заявлением о признании незаконным указанного пункта Устава, считая его неконституционным, поскольку это, как он полагает, нарушает его избирательное право непосредственно избирать главу исполнительной власти края.

Определением судьи Алтайского краевого суда производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции, поскольку, по мнению судьи, дела о соответствии Конституции Российской Федерации уставов субъектов Российской Федерации разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.

Рассмотрение вопроса о подведомственности данного дела заняло определенное время и лишь 29 ноября 1995 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по жалобе Потапова, определение суда отменила и направила дело на новое судебное рассмотрение. Таким образом, добиться реализации права на судебную защиту Потапову удалось лишь спустя значительный период времени.

Не лучше этой и ситуация, когда дело к своему производству принимает суд, неполномочный его рассматривать.

Прокурор предъявил в арбитражный суд иск к комитету по управлению имуществом города, Фонду имущества города и акционерному обществу открытого типа о признании недействительными решения комитета по приватизации гостиницы и чекового аукциона по продаже акций, проведенного Фондом. В ходе рассмотрения дела стало известно, что участниками аукциона были физические лица. Тем не менее, арбитражный суд дело рассмотрел и в удовлетворении исковых требований отказал.

Пересмотрев дело, Президиум ВАС РФ протест частично удовлетворил. В части отказа в иске о признании недействительными результатов аукциона судебные акты были отменены и производство по делу в этой части прекращено по мотиву неподведомственности дела арбитражному суду .

Приведенные примеры показывают, что проблемы с определением подведомственности дел, в частности, федеральным судам порождают серьезные сбои в работе судебного механизма и не способствуют росту авторитета судебной власти. Кроме того, ошибки в этом вопросе приводят к ненужным затратам времени, сил и денежных средств.

Нужно отметить, что понимание и значение института подведомственности в свете настоящего законодательства существенно отличается от его понимания и значения в прошлом.

С позиций прежнего законодательства все дела, нуждаю¬щиеся в государственно-властном разрешении, можно было — в зависимости от их отношения к ведению судов — под¬разделить на дела, по которым суды не обладали компетен¬цией (полномочиями по их разрешению), т.е. дела, которые разрешались иными органами, и дела, по которым суды обладали компетенцией.

Вторую категорию дел можно было в свою очередь под¬разделить на три вида:

1. Дела, по которым суды обладали полной компетенци¬ей, т.е. имели полномочия по установлению всех фактов и правоотношений, а также разрешению всех других вопросов, имеющих значение для данного дела (кроме, разумеется, фактов и правоотношений, установленных вступившим в законную силу решением суда по другому делу, в котором участвовали те же лица, и определенных фактов, установ¬ленных вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу, — ч.ч.2 и 3 ст.55, ч. З ст.208 ГПК, что на полноте полномочий суда в принципе не отражалось, посколь¬ку и эти обстоятельства устанавливались судом).

2. Дела, по которым суды обладали условной компетенци¬ей, т.е. имели полномочия рассматривать их в таком же объ¬еме, как и указанные выше дела, но при определенных усло¬виях:

а) если заинтересованное лицо ранее не обратилось за раз¬решением дела во внесудебный орган, также имеющий пол¬номочия на его рассмотрение, и не лишило себя тем самым права на обращение в суд (альтернативная подведомствен¬ность);

б) если заинтересованным лицом соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесу¬дебного разрешения дела (условная или императивная под¬ведомственность).

3. Дела, по которым у судов ограниченная компетенция, т.е. по которым суды не обладали полномочиями по установ¬лению всех обстоятельств и разрешению всех других вопро¬сов, а по некоторым из них (зачастую решающим для дела) обязаны были учитывать решения иных органов, которые фактически имели преюдициальное значение и не являлись предметом контроля со стороны суда.

Дел с ограниченной судебной компетенцией было немало. Например, по делам о взыскании стоимости сносимых в свя¬зи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд жилых домов, других строений и на¬саждений суды были не вправе определять размеры подле¬жащих взысканию сумм; эти вопросы решались специаль¬ными комиссиями, образуемыми исполкомами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов.

При таком регулировании подведомственности юридичес¬ких дел и полномочий суда при разрешении возникающих по ним вопросов суды не могли играть значительной роли в защите нарушенных прав, особенно в защите прав человека от нарушений со стороны государства, поскольку органы го¬сударственной власти (законодательные и исполнительные) имели право издавать нормативные акты, ограничивающие судебную компетенцию, выводя себя таким способом из-под контроля суда. Большое количество споров разрешалось в администра¬тивном порядке или органами общественности.

В конце 80-х- начале 90-х годов в законодательстве СССР и РСФСР происходили значительные изменения, направлен¬ные на последовательное и кардинальное расширение подве¬домственности дел судам. В числе важнейших законодатель¬ных актов можно назвать Закон СССР от 30 июня 1987 г. "О порядке обжалования в суд неправомерных действий долж¬ностных лиц, ущемляющих права граждан", введенный в действие с 1 января 1988 г., Закон СССР от 2 ноября 1989 г. "О порядке обжалования в суд неправомерных действий ор¬ганов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан" и ст. 7 Основ законодательст¬ва Союза ССР и союзных республик о судоустройстве от 13 ноября 1989 г., введенные в действие с 1 июля 1990 г., Дек¬ларацию прав и свобод человека, принятую Съездом народ¬ных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. и введенную в дейст¬вие с 17 сентября 1991 г., Декларацию прав и свобод челове¬ка и гражданина, принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., ст. 63 Конституции РСФСР 1978 г., в ре¬дакции от 21 апреля 1992 г., ст.46 Конституции РФ 1993 г.

Расширение подведомственности дел судам происходило по трем основным направлениям:

1) по характеру дел, переданных в ведение судов;

2) по кругу органов и должностных лиц, акты которых стало возможным обжаловать в суде;

3) по характеру актов

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»