Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

Активные процессы современного словопроизводства

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Скачать реферат


также: внедомашний, заизолировать, отучение, планетарность, зацитировать, малышковый, побратание, несчастливость, крылье-вой и др.

Таким образом, те или иные лексические единицы, получив в своё время самостоятельность, становятся базой новых словообра-зовательных рядов.

2. Одним из мощных внутриязыковых стимулов, обеспечи-вающих появление новых словарных элементов, является также тенденция, получившая название «языковой экономии» (О. Епер-сен) или «закона экономии языковых усилий» (А. Мартине).

Действие этой закономерности проявляется в том, что в про-цессе употребления языка говорящие осуществляют отбор наибо-лее рациональных для целей общения языковых средств. Это отве-чает культурному стремлению современного общества к увеличе-нию информативности текста за счёт его сокращения, а также оп-ределённым прагматическим устремлениям – экономии площади печатной продукции и времени устных сообщений.

Указанный внутренний стимул находит своё выражение в за-мене словосочетаний, носящих, как правило, характер устойчивой языковой номинации, однословными наименованиями, как более экономичными по своей форме.

Наиболее яркой иллюстрацией этого процесса служит интен-сивное пополнение словаря современного русского литературного языка новыми словами, которые позволяют выразить то или иное понятие в форме одного знака, соответствующего синонимичной описательной конструкции:

тележанр = телевизионный жанр;

телесериал = телевизионный сериал;

первожитель = первый житель;

авиашоу = авиационное шоу;

телешоу = телевизионное шоу;

бригадмил = бригада содействия милиции;

нардеп = народный депутат;

минторг = продукция заводов России и СНГ;

книгоподавческий = магазин, продающий книги и др.

данные слова компактны по форме, и в то же время семантика их легко воспринимается, внутренняя форма прозрачна, что и обу-славливает их преимущество перед словосочетаниями.

Широко известно и другое явление словообразовательного порядка, служащее источником значительного количества внутри-системных новообразований, - аббревиация, которую также связы-вают с рационализацией языка. Не смотря на определённые недос-татки, аббревированные слова действительно экономны, ибо значи-тельно сокращают «площадь» словесных знаков.

Например:

ОМОН = отдел милиции особого назначения;

БОМЖ = без определённого места жительства;

ОБЭП = отдел борьбы с экономическими преступления-ми;

ООО = общество с ограниченной ответственностью;

НДПР = народно-демократическая партия России;

ЧИФ = чековый инвестиционный фонд;

ЕВЕ = европейская валютная единица;

АКБ = акционерный коммерческий банк и тому подоб-ное.

Экономия языковых средств может проявляться не только в появлении новообразований, но и в заимствовании слов из каких-нибудь других языков. Процесс заимствования в этом случае осу-ществляется не с целью номинации новых для русской действи-тельности реалий, а с целью более рационального выражения тех или иных уже известных понятий; то есть, связан с законом эконо-мии.

Например:

Повествование в картинках с минимальным сопроводи-тельным текстом – «комикс»;

Жареный ломтиками картофель – «чипсы»;

Демонстрация популярных песен – «хит-парад»;

Управляющий предприятием – «менеджер»;

Наемный убийца – «киллер»;

Ценный документ – «ваучер»;

Подросток (11-15 лет) – «тинэйджер»;

Стремление к экономии языковых средств выражения, смыка-ется с другим внутренним стимулом словарного обогащения языка – тенденцией к регулярности (однотипности) внутриязыковых от-ношений. Она выражается в стремлении говорящих к сокращению сложных, составных наименований, расчлененная форма которых вступает в противоречие с целостностью и единством их номина-тивной функции.

Этот процесс, известный еще до революции приводит к воз-никновению в недрах разговорной и специально – профессиональ-ной речи слов – универбатов, представляющих собой краткое не-официальное наименование понятия.

Например:

Наличные деньги – «наличка»;

Безналичный расчет – «безналичка»;

Минимальная зарплата – «минималка»;

Военное производство - «военка»;

Оптовый магазин – «оптовик»;

Человек, собирающий бутылки – «бутылочник» и другие.

Итак, происходит процесс универбации (стяжения). Этот про-цесс довольно активен в современном русском языке. Несмотря на отрицательное отношение ревнителей нормы к таким образовани-ям, производство таких слов можно назвать массовым. Не вступая в спор о вкусах, можно утверждать, что факт остается фактом: такие слова играют важную роль в современной разговорной и газетно-публицистической речи, де стремление к оперативности изложения особенно ощутимо.

3. В качестве причины, обуславливающей появление новооб-разований, не обозначающих новые реалии, выделяют и стремле-ние к обобщению. Данное явление определяется дать общее родо-вое название однотипным явлениям, видам, понятиям. Именно этот внутренний стимул способствовал, например, тому, что вещества, ускоряющие и облегчающие приспособление организма к условиям окружающей среды (женьшень, левзея и другие) получили назва-ние «адаптогенов».

Разного рода аппараты и устройства для записи изображения и его звукового сопровождения на магнитную ленту (видеокамера, видеомагнитофон и тому подобное) были обобщены в родовом по-нятии «видеотека».

Направления различных видов искусства и литературы, по-священные морской тематике, стали именоваться в своей совокуп-ности «маринистикой».

Общественные, профсоюзные организации, не являющиеся распорядительными органами власти, получили название «непра-вительственных».

Интересны и семантические преобразования обуславливающие становления новообразований этого плана. Например, - в последние два десятилетия широко употребляется слово «поколение» – новая модификация какого-нибудь предмета, механизма и тому подоб-ное. Ср. прежнее значение: 'одновременно живущие люди близкого возраста'.

Таким образом, слово «поколение», ранее применявшееся только к лицам, в последнее время смещается в сферу неживой природы.

Стремление к обобщению осуществляется в едином русле с тенденцией к регулярности, но только теперь уже не формальной (лексической), а семантической. Последняя в данном случае прояв-ляется в образовании наименований, выступающих в качестве обобщенного множителя семантического поля. Поэтому появление указанных выше наименований вызвано не только потребностью дать обобщенное название тем или иным реалиям, но и стремлени-ем к взаимооднозначности на уровне связей видовых и родовых понятий внутри определенного смыслового поля.

Семантические инновации рассматриваемого типа демонстри-руют, один из общих законов развития языка – закон абстрагиро-вания, согласно которому на основе одних, более конкретных эле-ментов языковой структуры развиваются другие, менее конкрет-ные.

4. Тенденция, противоположная регулярности – тенденция к дифференциации. Она обусловлена необходимостью дать отдель-ное наименование каждому виду того или иного рода и тем самым установить логические родово-видовые отношения.

В силу указанной потребности возникают новые слова, в большинстве своем сложные, уточняющие известные ранее общие понятия. Причем, особенностью таких наименований является то, что они могут включать и заимствованные элементы, например:

Выставка: «выставка-смотр», «выставка-ярмарка», «выставка-продажа»;

Клуб: «бизнес-клуб», «кафе-клуб»;

Центр: «Дягилев - центр», «имидж-центр», «шейпинг - центр», «Бизнес - авто - центр»;

Школа: «Штайнер - школа», «кока-школа», «бизнес-школа».

5. К своего рода избыточности ведет и действующая в языке потребность в новых эмоционально - экспрессивных обозначениях известных явлений, во многом обусловленная пафосом свершений нашего времени. Причиной возникновения новых слов следует на-звать стремление говорящих нарушить языковой автоматизм(один знак - одно значение). С этой целью говорящие и пишущие неред-ко прибегают к обновлению значения ранее известных слов, пере-носно – расширенное употребление, которых свежесть и вырази-тельность речевого общения.

Приведём примеры:

Бум (экономический, политический и так далее) – ' интенсив-ное развитие чего-либо: бум мифологизма, промышленный бум, туристический бум, бум документализма и т.д. Новое значение су-ществительного «бум» возникает на базе значения: 'биржевое ис-кусственное оживление, шумиха, создаваемые с целью поднятия денежного курса'. Сходство обозначаемых понятий усматривается в данном случае в присущем обоим явлениям признаке повышен-ной активизации, чрезмерного усилия. Это образно – метафориче-ские осмысления. К их числу относятся слова типа «дозорный» – в значении «народный контролер». Как экспрессивные (с положи-тельной или отрицательной окраской) наименования явлений, по-нятий возникли также слова «аэромост» – ' воздушная связь;

«грустинка» – легкая печаль, грусть;

«службизм» – чрезмерно ретивое отношение к службе и дру-гие.

Стремление к разнообразию, выразительности речи связано с постоянным расширением в лексике круга синонимических средств, которые позволяют детализировать то или иное понятие , особо подчеркнуть какой-либо его признак, а тем самым сделать речь более выразительной.

Как синоним к слову «откровенность» возникает слово «испо-ведальность»

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»