←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
«испо-ведальность», к слову «лестность» – «комплиментарность».
Слова-оценки, образные переосмысления слов нарушают ре-гулярность организационной структуры языковой системы. Появ-ление таких слов – закономерное явление, вызванное действием экспрессивной функции языка.
Итак, пополнение лексического фонда новообразованиями связано с факторами не только внешнего, но и внутреннего поряд-ка. При этом действия внешних факторов, как правило, выражено достаточно ярко, «напрямую» соотносится с происходящими про-цессами в жизни общества. Внутренние же преобразования в языке менее заметны, но не менее разнородны как по своей природе, так и по своей функции. При анализе факторов обогащения номинатив-ного фонда, на наш взгляд, необходимо учитывать и экстралин-гвистические, и внутренние стимулы языкового развития, так как это позволит представить наиболее полную картину действия раз-личных импульсов появления новообразований.
Таким образом, жизнь языка заключается не только в ответ-ной перестройке в связи с изменениями в мире реалий: разными путями, под влиянием различных тенденций он все более приспо-сабливается к потребностям эпохи, совершенствуется как сложный инструмент человеческого общения.
Глава 2. Активизация отдельных звеньев словообразовательной системы
§1. Основные способы словообразования в современном рус-ском языке
За последние тридцать лет изучение русского словообразова-ния значительно активизировалось. Появилось большое количество монографий, посвященных проблемам дериватологии. Начиная с
70-х годов вышли работы Земской Е.А. («Современный русский язык. Словообразование»[24]), Шанского Н.М. (« Очерки по рус-скому словообразованию»[64]), Янценецкой М.Н. («Семантические вопросы теории словообразования»[71], Ермаковой О.П. (« Лекси-ческие значения производных слов в русском языке»[19]) и другие. В 1985 году появился «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова и его авторского коллектива [56], позднее - монографии Е.А. Земской «Словообразование как деятельность» [23] и И.С. Улуханова « Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация»[57].
Первую классификацию способов русского словообразования представил В.В. Виноградов в работах начала 50-х годов. Он выде-лил следующие способы морфологического словообразования:
1) фонетико-морфологический, бес суффиксальный способ, 2) суффиксальный, 3) префиксальный, 4) смешанный, суф-фиксально – префиксальный, а также следующие способы – синтаксические: морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-сематический [9].
С началом активного пополнения исследований в области словообразования складывается традиционная классификация спо-собов словообразования в русском языке. Она представлена, преж-де всего, в «Русской грамматике» 1980 года и в статье А.Н. Тихо-нова «Основные понятия русского словообразования».
Итак, согласно традиционной классификации способов сло-вообразования, в современном русском языке действуют следую-щие способы:
I. Способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу.
1). Суффиксация.
В состав форманта входит словообразовательный суф-фикс, а также (в именных словах) система словообразователь-ных аффиксов мотивированного слова. Суффикс может быть материально выраженным или нулевым.
2). Префиксация. Формантом является префикс.
3). Постфиксация.
Формантом является постфикс. Префикс и постфикс присоединяются к целому слову, а не к основе, как суффикс. При префиксации и постфиксации частеречная принадлеж-ность не меняется.
4). Префиксально – суффиксальный способ.
Префиксация в сочетании с суффиксацией материально – выраженной и нулевой.
5). Префиксально - постфиксальный способ.
6). Суффиксально – постфиксальный способ.
7). Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксаци-ей.
Четыре последних способа – смешанные, так как вклю-чает несколько форматов.
II. Способы образования слов, имеющих более чем одну моти-вирующую основу.
1. чистое сложение.
1.1 Опорный (последний) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент (ы) представляет собой чистую основу.
1.2 Сложение производящих основ.
2. Смешанное сложение – суффиксально – сложный спо-соб, или сложение в сочетании с суффиксацией.
3. Сращение.
Этот способ отличается от сложения тем, что слова, образованные этим способом, во всех словных формах по морфемному составу полностью тождественны сло-восочетанию, на базе которого они образованы.
4. Аббревиация- сложение усеченных основ или усеченных и полных основ.
Данные способы традиционно выделяются большинством де-риватологов.
Помимо основных, некоторые исследователи приводят до-полнительные, менее частотные способы русского словообразова-ния.
Так, РГ – 80 представляет дополнительно следующие:
префиксально – сложный,
префиксально – суффиксальный – сложный,
сращение в сочетании с суффиксацией, а также упоминается разно-видность аббревиации – усечение производящей основы по аббре-виатурному принципу (термин Е.А. Земской).
Итак, все названные способы словообразования представлены в установившейся традиционной классификации.
Необходимо отметить одну особенность русского словообра-зования, подмеченную А.Н. Тихоновым и Н.Д. Арутюновой. Как известно, мотивирующие и мотивационные слова составляют сло-вообразовательные пары, цепочки. Н. Д. Арутюнова отмечает, что «реально словообразовательная цепь не обязательно включает все промежуточные звенья. Между любыми двумя компонентами ряда легко устанавливаются прямые семантические, а затем и дериваци-онные отношения. Словообразование может осуществляться с пропуском любого количества опосредствующих элементов» [4, с.142]. А.Н. Тихонов называет такое словообразование «черессту-пенчатым» [56, с. 146].
Часто при образовании имен существительных и прилагатель-ных минуется глагольная ступень:
купе – купированный,
дифтонг – дифтонгизация.
Механизм чересступенчатого образования управляет закон аналогии. Существование в языке определенных типов словообра-зования делает возможным создание по их образцу необходимых слов. В современном русском языке типы чересступенчатого сло-вообразования разнообразны и многочисленны. При изучении язы-кового материала мы будем обращать внимание на подобные слу-чаи. Для графического изображения пропущенного звена в слово-образовательной цепи мы будем брать его в скобки, например:
дифтонг (дифтонгизировать) дифтонгизированный.
Все отмеченные способы характерны для узуального словооб-разования. Ног речь и язык меняются, рождаются новые слова, за-частую созданное по своим законам, а не по общепринятым. Вот что говорит об этом Эр. Ханпира: «Если принять, что словообразо-вание (как процесс) происходит лишь в речи, что слова создаются только в речи, то все словообразование следует разделить на по-тенциальное и окказиональное» [62, с. 157].
В последнее время исследователи часто обращаются к изуче-нию окказионального словообразования и созданию окказиона-лизмов.
Е.А. Земская таким образом охарактеризовала основные тен-денции окказионального словообразования в языке конца 20 века:
1. В современном словопроизводстве обнаруживаются те же черты, которые характерны для современного русского языка в целом: рост личностного начала, высокая роль оце-ночных и квантитативных значений, активное перемеще-ние в центральные сферы коммуникации смежной лексики.
2. Свобода от ограничений, расцвет индивидуального слово-образования.
3. Особая активность в качестве базовых основ словообразо-вания ключевых слов.
4. Социально ориентированное отсубстантивное производст-во имен существительных.
5. Антропоцентрический характер современного словообра-зования.
6. Высокая активность именной префиксации.
7. Аббревиация вовлекается в фонд экспрессивной речи.
8. Активное производство отсубстантивных относительных прилагательных.
9. Глаголы – на третьем месте по частотности словопроизвод-ства (после существительных).[22].
В грамматических курсах и учебниках по словообразованию сейчас выделяются способы, характерные для узуальной лексики. В рг-80 описано 15 узуальных способов словообразования и 2 окка-зиональных. Такое количество способов словообразования (далее СО) не могло полностью охватить лексический пласт, включаю-щий и окказионализмы. Поэтому значительным шагом в развитии русской дериватологии стала работа И.С. Улуханова, составившего очень подробную, стройную и логически выверенную классифика-цию способов СО. Он рассматривает 79 узуальных и окказиональ-ных способов СО [47].
Полным описанием системы способов СО следует считать описание не только существующих в узуальной лексике видов сло-вообразовательных структур слова, но и выявление всех словообра-зовательных возможностей русского языка, которые теоретически предсказуемы, но не реализованы в узуальной лексике, однако мо-гут быть или уже реализованы окказионально и представляют со-бой потенциальный источник пополнения узуального словарного состава.
Чистые и смешанные способы СО делятся на способы, пред-ставленные в узуальной лексике (большая часть из них представле-на и в окказиональной), и способы, представленные только в окка-зиональной лексике.
I. В узусе русского языка представлены 7 чистых способов СО.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
|
|