Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

Выразительность речи

←предыдущая следующая→  
1 2 



Скачать реферат


устной речи — эмфатическая интонация (от греч. эмфазис — указание, выразительность). Однако и то и другое определяется синтаксическими особенностями высказывания. Ведь синтаксис обладает огромными вы-разительными возможностями. Коснемся некоторых приемов «поэтиче-ского синтаксиса».

Напряженность и выразительность речи усиливают риторические фигуры. Это прежде всего риторические восклицания:

Тройка Птица- тройка (Н. Гоголь).

К ним близки и риториче¬ские вопросы, которые представляют собой вопроси-тельные предложения, не требующие ответа:

Быть или не быть? (У. Шекспир)

вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению. Вспомним цепочку таких вопро-сов в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»:

Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный?

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?

Зачем поверил он словам и ласкам ложным?

Он, с юных лет постигнувший людей?

В этих строчках использован и другой стилистический прием — парал-лелизм, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних пред-ложений, то придает речи особую гармоничность. Не случайно и повто-рение слова зачем в начале каждого простого предложения в этой конструк-ции: е д и н о - начатие (или анафора) также подчеркивает упорядочен¬ность по-строения высказывания. В параллельных синтаксиче¬ских конструкциях использу-ется и концовка (или эпи¬фора) — повторение последних слов предложения, ка-ких-то его частей: Милый друг, в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не най-ти мне места в тихом доме возле мирного огня (А. Блок).

Известен эллипсис— пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста: Я за свечку — свечка в печ¬ку. Я за книжку — та бежать... (К. Чуковский). Сознательный пропуск сказуемого в та-ких предложениях создает особый дина¬мизм речи, так что «восстановле-ние» пропущенных глаголов было бы неоправданно (ср.: Я взялся за свеч-ку, свечка умчалась в печку).

Особая фигура поэтического синтаксиса — умолчание, т.е. сознательная неза-вершенность предложения. Умолчание раскрывает широкий простор для подтек-ста: на месте паузы можно предположить различный комментарий.

В эмфатической речи используются приемы, нарушающие замкнутость пред-ложения; речь становится прерывистой, незавершенной:

Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. (А. Пушкин).

Часто используются вставные конструкции, которые представляют собой по-путные замечания, уточ¬нения, добавочные сведения к высказыванию. Например: По¬верьте {совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин);

При употреблении однородных членов предложения, зани¬мающих достойное место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие — риторическая фигура, состоящая в наме¬ренном повторении сочинительных союзов для логического и ин¬тонационного выделения перечисляемых понятий: Ox'. Лето крас¬ное'. Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А. Пушкин).

Сильным средством эмоциональной речи является период— гармоническая по форме синтаксическая конструкция, характери¬зующаяся особой ритмичностью и упорядоченным расположением частей, а также исключительной полнотой и за-вершенностью со¬держания. Вспомним строки из онегинского монолога: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, когда б мне быть от¬цом, супругом приятный жребии повелел; когда б семейственной кар¬тиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной не-весты не искал иной. Период распадается на две части: в первой инто-нация повышается, во второй — резко падает. Этим создаются интона-ционная целостность и гармоничность периодической речи. Период строится из соразмерных, одинаковых в синтаксическом отношении элементов (чаще всего придаточных предложений).

Широко используются так называемые присоедини¬тельные конструкции, вос-производящие устную речь в ее живой непосредственности (добавление к основ-ному высказыванию дополнительных сообщений, пояснений, возникающих в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сфор-мировалась). Например: Вопрос о реорганизации производства решать надо, и побыстрее

Особая выразительность присуща так называемой парцелляции, понимаемой как членение предложения, при ко¬тором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых едини¬цах, следующих одна за другой после разделительной паузы (после точки, вопроси-тельного или восклицательного знака). Например: Разные они, наши специали-сты. И по образованию. И по опыту. И по характеру; Нужно искать источники прибыли. Искать настойчиво, упорно, терпеливо.

Широко используются в выступлениях так называемые сегментированные кон-струкции, или конструкции с двойным обозначением, состоящие из двух частей: первая часть (сегмент, то есть отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного или словосочетанием во главе с этой формой, называет лицо или предмет, которые во второй части (в после¬дующем тексте) получают второе обозначение в форме ме-сто¬имения. Например: Ч у в с т в о времени... оно дает воз¬можность определить, что сейчас нужно делать.

Широко используются в выступлениях так называемые сегментированные кон-струкции, или конструкции с двойным обозначением, состоящие из двух частей: первая часть (сегмент, то есть отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного или словосочетанием во главе с этой формой, называет лицо или предмет, которые во второй части (в последующем тексте) получают второе обозначение в форме ме-стоимения. Например: Ч у в с т в о времени... оно дает возможность определить, что сейчас нужно делать. Перестройка. Что она показала^ Инициатива— вот чего нам нередко не хватает.

Заключение:

Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством являет-ся речь. «Я мыслю, значит я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутрен-него образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информа-ция пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъ-емлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слуша-теля или читателя.

Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям:

самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его вырази-тельных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых сти-лей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются ак-туализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно свя-зана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. На прин-ципах ассоциации действуют, и другие выразительные средства речи. Не мень-шими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоцио¬нальные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтак-сиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позво-ляли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.

Список используемой литературы

1. Головин И.Б. Основы культуры речи. Санкт -Петербург: Слово, 83

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. М.: Знание, 87

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи М. Знание, 91

4. Фармина Л.Г. Учимся говорить правильно. М.: Мир, 92


←предыдущая следующая→  
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»