Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

Изучение имени прилагательного в младших классах

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


закрепляются № 490-503 13

6 Определить род имён прилагательных № 492-493 2

7 Изменить имена прилагательные по родам № 494 1

8 Подобрать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные № 497 1

9 Образовать имя прилагательное от имени существительного, дописать родовые окончания № 499 1

10 Ответить письменно на вопросы № 503, 505 2

11 Распознавать число имени прилагательного и правильно писать окончания № 506-510, 512, 517 7

12 Развивать связную речь № 515, 518

Уроки русского языка в 4 классе содержат материал, направленный на развитие у учащихся внимания к смысловой стороне слова и его употреблению в предложении.

Сравнение слов-синонимов и выяснение, почему в тексте употреблено взятое автором слово, - одно из условий развития у школьников умения осознанно употреблять слова в речи.

В 4 классе продолжаются наблюдения над употреблением сов в прямом и переносном значении. Обращается внимание учащихся на то, что употребление слов в переносном значении способствует более выразительной и яркой передаче мысли.

В каждой теме представлен ряд уроков, специально предназначенных для работы над развитием у учащихся навыков связной речи. Они занимают определённое место и включают свободные диктаты, изложения разных видов (полные и сжатые, зрительные и слуховые, по фильму и книге), а также сочинение по картине, наблюдениям, и др.

Все части речи изучаются на синтаксической основе. При работе с 4-классниками следует ориентироваться на такие задачи и цели, как:

1) усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи (обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение по родам, числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён существительных);

2) развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;

3) формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе;

4) усовершенствование навыка правописания родовых окончаний прилагательных;

5) развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.

При изучении падежей имён прилагательных ведущей является опора на словосочетание.

Новым для учащихся 4 класса является склонение имени прилагательного и правописание падежных окончаний. Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных составляют следующие знания и умения:

- умение установить связь слов в предложении и найти существительное, от которого зависит имя прилагательное (выделить словосочетание),

- знание о том, что имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное,

- знание падежных окончаний,

- умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе.

Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определённой последовательности:

1. Найти существительное, от которого зависит прилагательное и задать вопрос.

2. Определить род, число, падеж имени существительного.

3. Определить род, число, падеж имени прилагательного.

4. Написать окончание имени прилагательного в данной форме.

В начале изучения темы ход рассуждений записывается в скобках перед именем прилагательным, позднее это не делается (каким? тв. пад., ср. р., Ранним утром мы вышли в поход.)

Порядок изучения падежей определяется целесообразностью сопоставления и противопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку прилагательные в мужском и среднем роде склоняются иначе, чем прилагательные в женском роде, они рассматриваются отдельно. При изучении имени прилагательного в мужском и среднем роде именительный падеж сопоставляется с винительным. Особое место отводится родительному падежу, и, наконец, творительному, сопоставляются с предложным.

У прилагательных в женском роде сравнивают родительный, дательный, творительный и предложный падежи; кроме того, винительный падеж сопоставляют с творительным

Учитывая трудности учащихся при написании безударных окончаний имён прилагательных и характер ошибок, прилагательные в женском роде, имеющие окончание –ой сопоставляются с прилагательными в мужском роде, отвечающими на вопрос какой?

В связи с этим проводятся наблюдения над прилагательными-синонимами и прилагательными-антонимами, над употреблением прилагательных в переносном смысле. Составляющей частью большинства уроков является творческая работа.

Помимо того, что материал большинства упражнений представлен связными текстами, являющимися примерами употребления имён прилагательных в художественной речи, раздел «Имя прилагательное» содержит ряд упражнений, специально ориентированных на развитие связной речи учащихся.(2, 9, 10, 11, 12, 13, 14 пункты в таблице)

№ задание № упр. Кол-во

1 распознать имена прилагательные в тексте и определить их роль в речи № 268-269 2

2 распространить текст подходящими по смыслу прилагательными № 270, 327, 334 3

3 определить род № 271, 273-276 5

4 просклонять имена прилагательные № 279, 284, 313, 335, 342, 350, 362 7

5 определить падеж употреблённых в тексте имён прилагательных № 280-281, 283, 285, 287, 289-290, 292, 301, 314, 316, 318, 320-321, 329, 333, 336-337, 340, 344, 336-346 32

6 выписать сочетания имён существительных с именами прилагательными в определённом падеже из текста или из ряда других словосочетаний № 295, 306, 343, 351 4

7 Дописать пропущенные в тексте окончания имён прилагательных № 298, 300, 303, 308-309, 322, 324, 330, 357, 361, 363-364 12

8 Поставить данные сочетания имён прилагательных с именами существительными в нужный падеж № 302, 315, 338, 354 4

9 Наблюдение над употреблением имён прилагательных писателями и поэтами № 268, 274, 297, 317, 355 5

10 Подобрать подходящие по смыслу имена существительные к именам прилагательным № 275, 360 2

11 Составить рассказ по сюжетным картинкам или по личным наблюдениям и впечатлениям № 282, 326, 288, 312, 319, 349, 352, 356-357 9

12 Составить предложения из данных слов № 286, 302, 315, 325, 328 5

13 Ответить устно и письменно на вопросы № 290, 301, 311, 319, 330, 341, 346, 348, 369 9

14 Написать изложение по данному тексту № 317, 339, 345 3

2.2. Выяснение умений и навыков практического употребления в речи

учащихся 3-4 классов имени прилагательного

Для диагностики ЗУН учащихся 3-4 классов имени прилагательного служат упражнения и задания, направленные на выполнение следующих операций.

I. Разграничение частей речи, нахождение имени прилагательного в тексте (указать известные части речи, подчеркнуть):

1.

а) Голубенький, чистый (прилаг.+ прилаг)

Подснежник-цветок: (сущ.+ сущ.)

А подле сквозистый,(нар.+ сущ.)

Последний снежок.(прил.+ сущ.)

/А. Майков/

б) Пригреты тёплым солнышком (гл.+прил.+сущ.)

Шумят повеселелые (гл.+прил.)

Сосновые леса (прил.+сущ.)

/Н. Некрасов/

2. Веселье - весёлый, крик - крикливый, боль-больной, красота – красивый, зелень – зелёный, ночь – ночная, звон – звонкий. (сущ+прилаг)

II. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного.

1. а) Картофельный (м.р.). Картофель вкусный (м.р.).

б) Гороховый (м.р.) Горох зелёный (м.р.)

2. Жёлтый цвет, жёлтая краска, жёлтое платье.

К празднику мама купила себе жёлтое платье.

III. Выбор гласной в падежных окончаниях прилагательного.

1. Ночуют зимою

В лесу куропатки

В сугробе высоком,

Как в белом платке /Е. Фейерабенд/

2. Маленькое дело лучше большого безделья.

Не жалей сил для полезного дела.

От хорошего дерева хороший плод. (русские пословицы)

IV. Употребление имени прилагательного в речи.

1. Вставить подходящее по смыслу имя прилагательное

Весной разольются (глубокие) реки. Прилетят (весёлые) скворцы.

2. Описать предмет (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались, о чём речь

(Пенал). Это существительное, которое обозначает предмет. Он предназначен для ручек, карандашей, ластиков. Бывают самые разные. Это очень удобная школьная принадлежность. Чтобы ручки и карандаши не рассыпались и не затерялись, для этого он и существует.

V. Устный рассказ.

1. Описать сегодняшний день.

Сегодняшний день напоминает мне новый год, потому, что тоже лежит снег. Конечно, новый год ярче и краше, чем этот день. С утра сегодня было хмуро. На макушках деревьев лежит снег, на балконах домов висят сосульки. Снег для детей – это радость, они играют в снежки, веселятся. За целый день можно найти много занятий, жаль только, что день кончается быстро.

(Подукин Дима)

С перечисленными выше заданиями ученики 4 «А» класса 37 саранской общеобразовательной школы справились в таком соотношении: из 23 учеников 4 справились отлично, 7 – хорошо и 12 - плохо.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»