Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

Имя существительное

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


как цельное стекло раскинулась перед ними (Гоголь); На подоконнике у неё стоял бальзам в цвету (М. Горький);

с предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играл каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: На селе кое-где скрипели ворота (Н. Успенский); Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Тургенев);

с предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса ещё зимой при дороге (Пришвин); Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Симонов).

Предложный приимённый падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:

с предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чём-либо): Слух о сём происшествии в тот же день дошёл до Кирилла Петровича (Пушкин); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте всё больше и больше занимала старую графиню (Л. Толстой);

с предлогом при – для указания на место: сад при институте, сестра при санатории;

с предлогом в – для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах, хранение в снегу и т.д.

Типы склонений имён существительных различаются в современном русском языке только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе эти различия почти отсутствуют. Выделяются три основных склонения имён существительных.

К первому склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме небольшого количества существительных на –а, -я: сынишка, дедушка, дядя, Ваня), например: стул, конь, герой, гараж, делец, подмастерье, домишко и др., и имена существительные среднего рода, например: окно, горе, копьё, сукно и др.

На падежные окончания имён существительных мужского и среднего рода (за исключением слов мужского на –а, -я) влияют окончания основы существительных (твёрдый, мягкий и смешанный варианты склонения), одушевлённость и неодушевлённость.

Ко второму склонению относятся все имена существительные женского, мужского и общего рода на –а, -я, например: вода, струя, юноша, сирота, Боря и др.

В первом склонении в зависимости от окончания основы выделяются твёрдый, мягкий и смешанный варианты склонения.

К третьему склонению относятся все имена женского рода на мягкий согласный и на –ж, -ш, например: дань, мякоть, пустошь, рожь и др.

В первом и втором склонениях различается склонение на твердую основу и на мягкую основу, кроме того, в первом склонении различается склонение имён существительных мужского рода и имён существительных среднего рода.

Вне этих трёх типов склонений находятся десять имён существительных на –мя (имя, знамя, стремя, темя и др.) и слово путь. В пределах одного типа (или подтипа) склонения каждый падеж, как правило, имеет одно окончание, общее для всех слов, входящих в этот тип. Однако в некоторых случаях наблюдаются колебания в использовании определённых падежных окончаний.

Субстантивированые (лат. - существительное) прилагательные, то есть прилагательные, полностью или частично перешедшие в разряд существительных, сохраняют склонение имён прилагательных (гончая, вестовой, портной, раненый и т.д.).

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

К числу разносклоняемых имён существительных относятся десять существительных на –мя: бремя, время, знамя, имя, темя и т.д., которые склоняются по особому. Разносклоняемые являются и существительные путь и дитя.

К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть разносклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования:

имена нарицательные мужского, женского и среднего рода, оканчивающиеся на гласные –у, -и, -е, -о и ударяемое –а¬: жалюзи, бюро, рагу, буржуа и т.д.;

географические наименования: Чикаго, Тбилиси, Осло;

имена лиц: Хозе, Мэри и др.

существительные женского рода, оканчивающиеся на твёрдый согласный (и нарицательные и собственные): мадам, Ирэн и т.д.

Несклоняемыми существительными являются некоторые фамилии на –ово¬, -яго, -ых, -их: Дурново, Черных, Сухих, Дубяго и др. Фамилии на –ко: (вне зависимости от ударения) относятся к числу несклоняемых: Шевченко, Франко.

При сочетании несклоняемых существительных с другими словами формы падежа определяется или конструкцией всего предложения: В комнате стояла новое трюмо (им. падеж), или окончаниями имён прилагательных, согласуемых с несклоняемыми существительными: Он укутал шею мягким кашне (тв. п.).

ПРИЁМЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ.

Речью учитель творит познание. Искусная речь учителя открывает дверь к гармоничному вхождению нового знания в сознание ученика. Сделать учебное общение живым и увлекательным помогают учителю особые риторические приемы – приемы популяризации.

Приемы популяризации обусловлены функциональными особенностями учебно-речевой ситуации: коммуникативной целью учителя – разъяснить учебный материал так, чтобы он был воспринят; возрастными особенностями учащихся – природой восприятия и мышления, а также индивидуально-творческой природой самого педагога.

Приемы популяризации в речи учителя не просто украшение – они реализуют основные законы риторики: закон гармонизирующего общения, закон ориентации на адресата, закон эмоциональной речи и закон удовольствия. Эти законы как нигде важны в педагогическом общении. Приблизить учебный материал к интересам учащихся, сделать его привлекательным, окрасить положительными эмоциями – значит сделать все необходимое для его усвоения.

Речевые приемы популяризации – это особые речевые средства, с помощью которых учитель делает научные знания (понятия, факты, закономерности) доступными усвоению учащихся. В основе приемов популяризации лежат лексические и синтаксические средства словесной образности и выразительности – различные тропы и риторические фигуры.

Рассмотрим некоторые приемы популяризации с точки

зрения их структуры и функций.

Для того, чтобы сделать процесс усвоения знаний доступным, прежде всего необходимо привлечь внимание учащихся и оживить саму речевую подачу материала – диалогизировать речь. Этой цели служат такие приемы популяризации, как риторический вопрос, риторическое восклицание, введение вымышленной речи, цитация, повтор. Эти риторические фигуры способны придать даже монологической речи черты непосредственного диалога, они оживляют речь с точки зрения структуры.

Риторический вопрос в речи учителя – это фигура выделения ключевых моментов речи. Он задает основное направление мысли, на что должны обратить внимание учащиеся. С риторического вопроса может начинаться каждый отдельный смысловой блок в объяснении учителя, тогда с его помощью учитель реализует вопросно-ответный ход объяснения, который заставляет слушателей

задуматься, активно отнестись к развиваемой теме. Риторические вопросы помогают учителю структурировать вопросно-ответный ход объяснения материала по теме ”Прямая речь”:

“Почему это прямая речь? Потому что она принадлежит герою. А на что указывают слова автора? Они указывают на то, кому принадлежит прямая речь. Вспомните, как мы читали слова автора? Слова автора мы читали более нейтральным голосом. А прямую речь? А читая прямую речь, мы старались выразить эмоциональное состояние героя”.

Риторическое восклицание – фигура особого эмоционального утверждения или отрицания, служащая для побуждения слушающих разделить мнение говорящего.

С помощью риторического восклицания учитель выражает эмоциональное отношение к предмету речи, к тому, как ученики воспринимают материал. Риторическое восклицание и риторический вопрос часто сочетаются в одной фразе.

“Ах! Сколько хлопот из-за этих чередующихся гласных! То они зависят от ударения, то от суффикса, то от значения всего слова! “ (урок по теме “Гласные в корне слова “-мак-,

-мок-“).

Введение вымышленной речи – это фигура, по структуре напоминающая предложения с прямой и косвенной речью. Говорящий вводит в свою речь речь других лиц, в том числе и собеседников.

Чтобы оживить общение, показать, что принимает во внимание уровень знания учащихся о предмете речи, отношение к нему, их затруднения, сомнения или, напротив, излишнюю уверенность, учитель вводит в свое объяснение речь учащихся, которую они вполне могли бы произнести, слушая объяснения учителя. Благодаря такому приему у учеников повышается мотивация слушания, так как они оказываются “уличенными”. Лучше воспринимается то, что является ответом на вопрос. Введение вымышленной речи актуализирует эти вопросы. Активно используется этот прием в научно-популярной литературе:

“Подумаешь, - можете сказать вы, - найти для звука какой-то значок! Что тут так долго думать?”

А вот пример использования учителем этого приема на уроке по теме “Антонимы”.

“Обратимся к самому термину “антонимы”. Вы наверняка скажете: Да, этот термин нам что-то напоминает! Что-то похожее мы уже встречали!”

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»