Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

Интервью

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Содержание

Введение _____________________________________________ 3 стр.

1. ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ_______________________________ 4 стр.

1.1. Как плетется «тенета вопросов»_________________________ 4 стр.

1.2. Применение записывающих устройств___________________ 5 стр.

2. НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ____________________________________ 7 стр.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ______________________________________ 7 стр.

3.1. Подсказывая и перебивая_______________________________ 7 стр.

3.1.1. Перебивка_______________________________________ 8 стр.

3.1.2. Вопросы — «подсказки»___________________________ 8 стр.

3.2. Сложные ситуации____________________________________ 9 стр.

3.2.1. Личный вопрос___________________________________ 9 стр.

3.2.2. Запретные темы__________________________________10 стр.

3.3. Трудные собеседники_________________________________ 11 стр.

3.3.1. Отказ от ответа__________________________________ 11 стр.

3.3.2. Отрицательный персонаж_________________________ 11 стр.

4. ЗАВЕРШЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ________________________________ 12 стр.

5. ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ_______________________________ 14 стр.

Заключение__________________________________________ 18 стр.

Список использованной литературы____________________ 19 стр.

Введение

Всё больше и больше появляется интервью на страницах наших газет и журналов, всё чаще люди различных профессий обращаются к этому жанру. Почему?

На этот вопрос существует множество ответов. Интервью - это динамичный, подвижный жанр, позволяющий быстро отреагировать на происходящие события.

Как справедливо утверждает известный американский имиджмейкер Лиллиан Браун, бизнесмен и пресса нужны друг другу. Деловому человеку средства массовой информации необходимы, если надо быстро распространить точные сведения, рекламу, привлечь внимание к фирме, оказать влияние на партнеров или коллег, пояснить свою точку зрения. Кроме того, интервью играет важную роль в политической и культурной сфере.

Для того, чтобы сделать талантливое, захватывающее интервью необходимо не только получить информацию о его основных жанровых особенностях, но и понять насколько они многогранны; прочувствовать все тонкости подготовки к интервью, связанные с особенностями журналистской профессии.

В плане журналистской этики этот жанр весьма опасен, «профессионализм» ведущего зачастую чреват очень неприятными последствиями для интервьюируемого. Не¬этичность в интервью может явиться в любой из своих многочисленных Форм, начиная с обычной невоспитанности, и кончая чисто профессио¬нальными «ляпами».

Выбор темы был произведен мной не случайно. Она заинтересовала меня уже пол года назад. Дело в том, что наш класс решил снять фильм, посвященный нашей школьной жизни. Одна из частей фильма значилась в сценарии под названием – «Интервью». Роль «журналиста» досталась именно мне, поэтому, чтобы «не ударить в грязь лицом», я ознакомилась с материалом по данному вопросу. В данной работе я попыталась систематизировать полученную мной информацию.

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ

Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:

– подготовка интервью;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ

Как плетется «тенета вопросов»

Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера, с изучением темы, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов.

Важно особо продумать вопросы, заведомо неудобные будущему со¬беседнику по каким-то причинам, подыскать для них наиболее коррект¬ную форму. (Это — один из действенных способов «помощи себе»). То есть, совершенно очевидна необходимость не только тематической, но и психологической подготовки для создания определенной атмосферы разговора.

Готовя вопросы, репортер должен думать об их соответствии пред¬назначению интервью. Хотя основные требования к проведению про¬фессиональной беседы едины, различаются разные типы конечного ли¬тературного материала. Для новостных публикаций нужны лишь фраг¬менты высказываний, поддерживающие, либо опровергающие основную новость. Поэтому нет смысла готовить вопросы, нацеливающие на об¬стоятельные рассуждения или самовыражение собеседника. Для «кар¬тинок» важны вопросы, раскрывающие впечатления очевидца, выявляю¬щие его эмоции, воспоминания, уточняющие моменты поворота собы¬тий, внезапные происшествия.

Для других интервью будут важны вопросы, вскрывающие ситуацию, по¬могающие разоблачению собеседника, заостряющие внимание на противо¬речиях. И предстоит готовиться к тому, что сам процесс интервью будет про¬текать сложнее, придется преодолевать увертки, недомолвки, бороться с прямым искажением фактов.

Итак, все начинается со смысловой коррекции планируемых шагов. Важ¬но, чтобы в сознании журналиста тема отчетливо распалась на подтемы с це¬лым кругом смежных вопросов, рабочий вариант которых не обязательно предназначен для будущей беседы, но призван помочь узнавать в словах со¬беседника собственные размышления, намеченные темы и проблемы разго¬вора. Как сказал один интервьюер: «Я готовлюсь, чтобы быть уверенным, что пойму его ответы». Имелось в виду:

 пойму их смысл;

 пойму их соответствие-несоответствие проблеме;

 пойму, отвечают ли мне с охотой или «сквозь зубы», или вообще укло¬няются от ответа.

В ощущение готовности к будущей беседе вплетается уверенность в пра¬вильности предполагаемого тона и манеры общения (конечно, если речь идет о подлинном профессионализме, а не о пресловутой легкости интер¬вьюера — «потрошителя»).

Применение записывающих устройств

 если есть уверенность в психологической устойчивости собеседника;

 если создается проблемное, сложное интервью;

 если беседа длится очень долго.

Однако в большинстве случаев желательно записывать и самому. При пользовании блокнотом возникает более доверительная, менее пугающая атмосфера беседы.

Фиксируются не столько ответы, сколько интонация, психологические подробности беседы, отдельные, наиболее эмоционально насыщенные фра¬зы и реплики, помогающие воссоздать атмосферу происшествия. Аккурат¬ная запись позволяет «слышать» общение.

Двойная запись (и механическая, и рукописная) важна для процесса ру¬ководства беседой. Люди, особенно в доверительной беседе, тщательно об¬думывают свои слова, взвешивают их, и там, где на магнитофонной ленте «записано молчание», репортер в блокноте помечает наблюдения за состо¬янием собеседника.

Рекомендуется делать записей больше, чем понадобится для материала, обращая особое внимание на ключевые моменты беседы, а в разоблачитель¬ных интервью — на несообразности и противоречия в ответах собеседника.

Дополнительные вопросы, внезапно возникающие во время беседы, не¬обходимо тотчас же заносить в блокнот (как можно незаметнее) выжидая момента, когда их можно будет задать.

Особенно важно фиксировать новые идеи, которые возникли вдруг, им¬провизационно. Помечать какими-нибудь знаками ключевую фразу, мысль, цитату, искать наиболее верную структуру будущего материала уже во вре¬мя интервьюирования.

Ошибочно демонстративное пользование блокнотом. Поскольку сущест¬вует особая забота репортера о поддержке контакта с собеседником, «диа¬лога взглядов», предпочтительнее всего «блокнот на коленях», то есть, по¬путная, не отвлекающая собеседника (и не привлекающая его внимания) манера записи. Записывать, «брать на карандаш» надо только подходящую, уместную по отношению к теме беседы информацию.

Репортер иногда испытывает затруднение, или усложняет себе дело, когда тратит много времени на неистовое записывание буквально всего, что произ¬нес собеседник. Есть опасность, что главное ускользнет от его внимания даже при очень предупредительном отношении ко всему, что высказал собеседник.

Многое можно сделать, помимо изучения стенографии или в дополнение к ней. Желательно освоить систему выделений и обозначений, подходящую к индивидуальному складу мышления журналиста, особенностям его вос¬приятия, особенностям индивидуальной творческой работы с собеседни¬ком, короче, выработать собственную манеру пометок в блокноте.

Рекомендуется, помимо изобретения собственной системы «скорописи», придумать и освоить систему выделений и обозначений. Например, поме¬чать «звездочками» или иными знаками ключевые фразы, мысли. Использо¬вание символов стоит взять в привычку.

Профессиональная работа с блокнотом — хороший путь для сохранения спокойной, дружелюбной обстановки беседы, не нервирующей, не пугаю¬щей собеседника.

Что, прежде всего, попадает в блокнот:

 главное из сказанного собеседником (демонстрация позиции, демон¬страция принципиального несогласия);

 особенности интонации собеседника (быть может, акцент...);

 фрагменты важных обстоятельств беседы (например, отказа отвечать), ре¬акций собеседника (моменты

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»