Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

Лексическая неполнота высказываний

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Содержание.

Содержание. 1

Введение 2

1. Понятие лексической неполноты высказываний. 3

2. Виды лексической неполноты высказываний. 4

2.2. Лексическая неполнота высказываний в неполных предложениях. 4

2.2. Лексическая неполнота высказываний в эллиптических предложениях. 7

Заключение. 11

Список используемой литературы: 12

Введение

Взаимодействие разных аспектов структуры языка с особенной яркостью выявляет его живое функционирование и проявляет многие ещё латентные процессы.

Данная работа посвящена лексической неполноте высказываний как одной из промежуточных уровней строя языка.

Целью данной работы является изучение понятия лексическая неполнота, её видов и оправданности использования в речи.

На лицо актуальность рассматриваемой темы. Так как в последнее десяти-летие генеративный принцип построения грамматики смягчил границы между явлениями фонологии и морфологии, морфологии и синтаксиса, синтаксиса и лексики, подчинив их единой цели порождения предложения. Область «сты-ковки» синтаксиса и лексики представляет особый интерес, поскольку именно здесь закладывается семантическая основа предложения.

Разработкой данной темы занимались такие ведущие языковеды, как М.И. Фомина, Д.Э. Розенталь, Н.Д Артюнова. Но особо хочется отметить Падучеву Е.В., которая в своей работе «О семантике синтаксиса» наиболее глубоко про-никла в суть разбираемой темы.

В первой главе работы мы рассмотрим понятие лексической неполноты вы-сказываний. Вторая глава посвящена различным случаям применения рассмат-риваемого понятия в разговорной речи (в неполных и эллиптических предло-жениях).

1. Понятие лексической неполноты высказываний.

Словарный состав русского языка представляет собой единую, сложную систему. Лексической системой в данном случае называется внутренне органи-зованная совокупность языковых элементов закономерно связанных между со-бой относительно устойчивыми отношениями и постоянно взаимодействую-щих. В этом определении объединены две взаимообусловленные стороны сис-темности словарного состава: лексическая система как набор номинативных средств, и лексическая система как форма организации и взаимодействия этих элементов.

Поэтому, понятие неполноты высказываний необходимо рассматривать с точки зрения как лексики, так и семантики, синтаксиса языковой структуры.

Лексическая неполнота высказываний проявляется преимущественно в разго-ворной речи (в неполных и эллиптических предложениях). И, по определению Фоминой М.И. «урезанность синтаксической конструкции, оправданной се-мантическим фоном, возникшим благодаря целостной лексической системе диалога». Например: - Ты кто? – Матрос. – А Саратов – кто? – город. (М.Г.)

В диалоге, как правило не повторяются уже названные слова, предшествующие и последующие реплики тесно взаимосвязаны, поэтому чаще всего в разговор-ной речи лексическая неполнота высказываний является оправданной. Но нель-зя неразвитость речевого аппарата у человека принимать за лексическую не-полноту высказываний.. Для этого случая А.В. Прудникова вводит новое поня-тие – лексическая неполноценность высказывания, которая подразумевает ис-каженность семантической, лексической, синтаксической конструкции предло-жения.

Более глубокое проникновение в суть понятия лексической неполноты вы-сказываний возможно лишь при изучении ее разновидностей, которые будут рассмотрены в следующих главах.

2. Виды лексической неполноты высказываний.

Лексическая неполнота высказываний чаще всего проявляется в разговор-ной речи. На общем фоне лексики межстилевой, нейтральной в экспрессивно стилистическом отношении, резко выделяется так называемая разговорная лек-сика. Она является одной из основных частей лексико- семантическкой подсис-темы функционального разговорного стиля.

Так как на формирование коммуникативно-семантических структур большое влияние оказывает обстановка, в которой протекает разговорная речь, жесты, темп речи, интонация и другие причины, то в разговорной речи используются в основном неполные предложения.

2.2. Лексическая неполнота высказываний в неполных предложениях.

Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо член (или группа членов); пропуск его подтверждается наличием зависимых слов в соста-ве предложения, а так же данными контекста или ситуации речи.

Различаются два вида грамматически неполных предложений — контексту-альные и ситуативные.

Контекстуальные предложения представляют собой неполные предложения монологической речи (неполносоставные) или неполные предложения диало-гической речи (реплики диалога).

Неполносоставными являются пред¬ложения связного отрезка монологической, речи, в которых пропущен какой-либо член, на-званный в предыдущем или последующем контексте; например: Командиры, рот ничего не отвечают. Стоят и смотрят в землю («Ог.»); второе предложе¬ние неполносоставное, так как в нем от-сутствует подлежащее командиры.

Неполносоставное предложение является само¬стоятельной синтаксической единицей: оно обладает предикативностью, имеет завершенную интонацию (интонацию конца) и выражает основные элементы формы мысли. Однако сле-дует иметь в виду, что вы¬ражение относительно законченной мысли возможно только благодаря контексту, в котором пропущенный член словес-но обозначен. Неполносоставные пред¬ложения одинаково возмож-ны и допустимы в устной и письменной формах речи, так как обе формы созда¬ют для данных предложений словесный контекст. Не-полносоставным может быть как односостав¬ное, так и двусоставное предложение.

Подлежащее опускается, если оно названо в со¬седнем предложении и явля-ется в нем также подлежа¬щим или каким-либо другим членом предложения. Общее для двух или нескольких предложений подлежащее, как правило, нахо-дится в первом из них. Пропуск повторяющегося подлежащего является естест-венным, особенно в разговорной речи. Часто наблюдается он и в языке худо-жественной литера¬туры. В описаниях можно встретить большие отрыв¬ки, представляющие собой ряды предложений с об¬щим подлежащим, которое на-звано только в первом из них, а во всех последующих опускается,— они явля-ются неполносоставными; например: Из-под ди¬вана, из-под бахромы вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван и пошел, черный и длинный. Идет, опустил хвост. С дивана прыгнул на кресло, пошел по креслам вдоль стены, пригибает-ся, пролезает под ручками (А. Н. Т.).

2. Пропущенное подлежащее неполносоставного предложения является в со-седнем предложении вто¬ростепенным членом и выступает в иной грамматиче¬ской форме; например: Вот он сам стоит с винтов¬кой, вот поздравили его. И как будто всем неловко — неизвестно отчего. Виноваты, что ль, от¬части?

Сказуемое опускается реже, чем подлежащее: во-первых, именно сказуемое обычно заключает в себе то новое, что сообщается в предложении, во-вторых, при помощи сказуемого в значительной мере выра¬жается предикативность.

Диалог как синтаксическое построение имеет опре¬деленные закономерно-сти. В нем должно быть не меньше двух предложений. Первое предложение, начинающее диалог, является, как правило, развер¬нутым, полным по структуре. Последующие предло¬жения представляют собой реплики, выраженные зависи-мыми словами или словосочетаниями. Содер¬жание передается благодаря цель-ности всего диало¬га.

По целевой направленности неполные реплики диалога можно разделить на три группы: реплики ответные, вопросительные и продолжающие.

1. Ответные реплики содержат ответ на вопрос, заключенный в начальном предложении или в пре¬дыдущей реплике; например: — Откуда вы убежа¬ли? — вежливо спросил Сережа Митьку.— От са¬пожника.— Вы у него на кварти-ре? — В обучении,— пояснил Сенька (Сер.). Ответные репли¬ки являются наи-более продуктивными среди непол¬ных предложений диалога. Значение и спо-соб выра¬жения ответной реплики зависят от формы воп¬роса.

3. Продолжающие реплики сообщают что-либо добавочное к высказанному в начальном предложе¬нии; например: •— Кто-то едет.— Должно быть, со станции.— В деревню (Сер.). Продолжающие реплики имеют характер присое-ди¬нительных конструкций, заключающих в себе доба¬вочное сообщение. Форма продолжающих реплик определяется строением начального предложения, так что вся цепь реплик может быть обращена в одно грамматически оформ-ленное предложение;

Итак, реплики диалога всегда образуют сложное единство, они связаны не только по смыслу, но и грамматически, поэтому лексическая неполнота выска-зываний в них является оправданной.. В составе диалога реплики являются полноценными единицами сообщения, их граммати¬ческая неполнота не препятствует выражению опре¬деленного содержания.

Ситуативные р е п л и к и — один из продуктивных видов грамматически неполных пред¬ложений, характерный для разговорной речи. Они употребляют-ся в качестве полноценных единиц об¬щения только в определенной ситуации. Сама обста¬новка речи подсказывает собеседникам понятия и представления, необходимые для понимания выска¬зывания, но словесно в составе данной си-туативной реплики не выраженные (Идет — о поезде, трамвае; Воды!; Назад! )

При передаче ситуативной реплики в письменной речи непременно описывает-ся ситуация, и в этом опи¬сании может быть то слово, которое отсутствует в са¬мой ситуативной реплике, но необходимо для ее грамматической полноты.

Реплики побудительного значения обычно со¬стоят из одного слова или сло-восочетания. Между тем этот единственный член достаточно полно и ясно, без вспомогательных средств

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»