Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

Лингвокультурология: описание слов-концептов Гора, Лес, Луг, Сад на материалах русского фольклора

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Работа написана в 2004 году. Защищена на "отлично".

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Филологический факультет

Кафедра преподавания русского языка в других языковых средах (как иностранного)

Ключевые слова:

Лингвокультурология, когнитивная лингвистика, КОНЦЕПТ(!!!!!!)

Русский фольклор.

Лингвокультурология. Описание слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ САД на материалах русского фольклора.

Термин концепт активно употребляется с 90-х годов. Несмотря на разное толкование этого термина, исследователи-гуманитарии сходятся в одном: концепт играет роль посредника между культурой и человеком.

Область науки, изучающая концепты, получила название ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ. Культурологическое изучение концептов связано с изучением текстов, в которых эти концепты закреплены и вербализованы как отражение национальной культуры и сознания.

В связи с этим, изучение концептов культуры на материале фольклорных текстов представляется особенно актуальным. Фольклор можно назвать хранилищем национальной культуры. Фольклорные тексты - это стабильный источник общенародного языка, собрание устойчивых символов культуры, понятий, мифов данного народа. Художественные и публицистические тексты, в отличие от фольклорных, представляют индивидуально-авторскую модель культуры.

В данной дипломной работе проводится исследование концептов "гора", "лес", "луг", "сад", принадлежащих к тематической группе "природа". Материалом для исследования послужил сборник русских народных сказок под редакцией А.Н. Афанасьева, изданный в XIX веке.

Цель исследования – описание слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ САД по методике, разработанной на кафедре РКИ филологического факультета ННГУ. Практический результат работы - сформированные словарные статьи, - войдут в создаваемый на кафедре «Словарь концептов русского фольклора».

В ходе работы применялись методы:

• описательный,

• сопоставительный,

• метод тезаурусного описания слов-концептов народной культуры.

В соответствии с поставленными задачами, работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе представлен историко-теоретический обзор проблемы изучения концептов, рассматривается предметно-понятийная отнесенность термина «концепт».

Во второй главе дается портрет исследуемых слов-концептов в истории и культуре, описание их семантический структуры в русском языке на разных этапах его развития. Анализ семантической структуры слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД, проведенный по материалам различных словарей современного русского языка, позволил выявить языковую парадигматику концептов.

Для выявления речевой парадигматики этих концептов было проанализировано более 500 контекстов, в которых встречаются слова (515).Выбранные для описания концепты достаточно частотны: слово (и словоформы) ЛЕС употребляется в сказках 584 раза в текстах сказок, САД - 243 раза, ГОРА – 182 раза, ЛУГ - 126 раз.

В Приложениях содержатся примеры словарных статей на выбранные для исследования слова, а также приведены контексты, в которых употреблены слова-концепты ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД.

Слова-концепты ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД стали объектом исследования по той причине, что окружающий мир, природные объекты и явления всегда входили в культурный мир людей, влияли на национальные традиции, уклад, понятия добра и зла.

Так, например, горы у славян были обычными местами жертвоприношений. На чествование холмов и гор указывают сохранившиеся эпитеты "святые" и "поклонные" горы. Леса и рощи представлялись местом обитания святых духов, В лесах и рощах как в храмах славяне совершали молитвы и жертвоприношения. Народные поговорки сохранили живое воспоминание о той эпохе, когда славяне-дикари жили в дремучих лесах и покланялись им:

«в лесу родились, пням молились», или «жили в лесу - молились пенью», или «в лесе жить – пенькам молиться»

В результате анализа слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД сделан вывод, что семантическая структура данных слов в современном русском языке не полностью совпадает с семантической структурой слов в фольклорных текстах XVIII – XIX века. Некоторые значения были утрачены, вместо них возникли новые значения. В частности, в 19 веке горой называли кладбище, располагаемое на пригорке; лесом называли побег дерева. Лугом, наряду с лесом, называли низкий берег реки, а садом- откорм животного на убой. Современные словари этих значений не фиксируют.

Исследование фразеологизмов, содержащих слова-концепты ГОРА, ЛЕС, ЛУГ и САД позволило выявить ряд культурных ассоциаций, не закрепленный в словарях или художественных текстах.

Так, например, гора в ассоциируется с трудностями и представляется чем-то монументальным и незыблемым. Кроме того, гора, как объект, имеющий верх и низ, вошла в состав выражений, описывающих «верх» и «низ» человеческой жизни и благосостояния, гора символизирует иерархическую лестницу общества.

Несмотря на веками сложившееся потребительское отношение к лесу, сохранился в национальном сознании и первобытны страх перед "чащей", "трущобой", "глухоманью".

Сад издревле считался символом богатства, благополучия и воспринимался как нечто чудесное, великолепное, поражающее воображение.

В ходе исследования слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД на материале русских сказок были выявленные некоторые интересные особенности семантики слов, не закрепленные в современных словарях русского языка или не сохранившиеся до настоящего времени.

У слов-концептов ЛЕС и ГОРА в сказках выявлено значение "гибельное, пропащее, заколдованное место".

У слов-концептов ЛУГ и САД – выявлены значения "Луг - место обитания чудесных животных", "Сад – нечто чудесное, необыкновенно красивое, волшебное, место произрастания необыкновенных растений или обитания необыкновенных существ".

Кроме того, несмотря на то, что 3 концепта, выбранных для исследования, принадлежат к фасету "природа" (ГОРА, ЛЕС, ЛУГ), а концепт САД – к фасету "дом", они противопоставляются по этому признаку редко. Более того, концепты ГОРА, ЛЕС, ЛУГ зачастую противопоставлены друг другу. При этом каждый из объектов представлен как отдельный вид преграды или испытания, по аналогии с "огнем, водой и медными трубами". Противопоставляются эти объекты по таким признакам как "высокое - низкое", "ровное – неровное (возвышение)".

В сказках о животных противопоставленными по признаку "дом – чужое место" являются концепты ЛЕС и ЛУГ. В то же время концепт САД, принадлежащий фасету "дом", далеко не всегда является частью домашнего мира, поскольку САД может быть владением похитителя, САД может быть в чужой стране, в чужом царстве, куда предстоит отправиться герою "на службу" или "добывать молодильные яблоки".

Кроме того, наряду с концептами ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, концепт САД также может иметь функцию испытания или преграды в тех случаях, когда герой по заданию должен "посалить за одну ночь чудесный сад" или "охранять сад" от незваных гостей.

ГОРА в сказках - это граница, преграда, или же «другое» царство. Крутые горы, в которых томятся пленники, это уже почти потусторонний мир, вход в который отыскать непросто. В горах герой находит несметные богатства. Чаще всего это золото или самоцветы, а в одной сказке такая гора оказалась целиком из соли.

ЛЕС в бытовых сказках всегда кормилец, он не враждебен. Лес в сказках о животных – это «дом» лесных зверей. Для домашних животных и существ лес является «чужой территорией». Волшебный лес - это преграда, испытание, магический коридор к цели. Лес — постоянный аксессуар сказок.

У Луга в сказках не очень много функций и, как правило, все они связаны с функциями луга в реальной жизни. Луга - это пастбища, место отдыха и наслаждения красотой природы. Во многих сказочных сюжетах у царя обязательно имеется заповедный луг, на котором он гуляет сам и пасет свои стада.

САД в волшебных сказках - это привилегия царей или очень богатых людей. Функция сада в сказках – место отправления. Герои сказок оказываются похищенными из сада змеями или вихрями и унесены в неизвестную страну. Однако сад может быть и «чужим». Например, герой сказки отправляется за тридевять земель в тридесятое царство искать сад, в котором растут молодильные яблоки, аленький цветочек или сидит Жар-птица. Сад – это всегда возделанная, окультуренная и одомашненная природа.

Основным результатом данной работы являются словарные статьи, представляющие собой описание ключевых слов народной культуры.

В соответствии с методикой описания концептов, разработанной на кафедре, словарные статьи содержат информацию об этимологии исследуемых слов, список лексических единиц, связанных с ключевым словом парадигматическими отношениями (синонимы, антонимы, ассоциации, а также части целого) и перечень всех глаголов, прилагательных и приложений-существительных, синтагматически связанных с заглавным словом, указаны все дериваты заглавного слова, встретившегося в текстах сказок. Семантическая структура заглавного слова, описывается в словарной статье на основе анализа его текстовой парадигматики и синтагматики. Для наглядности различий между языковыми и речевыми значениями лексической единицы, а также изменение семантической структуры слова во времени в словарной статье приводятся сведения, зафиксированные в толковых словарях на разных временных срезах.

Сведения, приведенные в словарных статьях, дают достаточно

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»