Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

Морфологическая норма

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВО-ГО ФЛОТА

КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Р е ф е р а т

Культура речи

Тема: Морфологическая норма. Случаи ее на-рушения. Местоимение

Выполнил: студент гр. К11

Чикунов П.С.

Проверил:

к.ф.н., доц. Чуксина И.Г.

Калининград, 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

Морфология – учение о частях речи 2

Из истории вопроса 3

Морфологическая норма 4

Местоимение как часть речи 4

Употребление личных местоимений 5

Употребление возвратных и притяжательных местоимений 8

Употребление определительных местоимений 9

Употребление неопределенных местоимений 10

Правописание местоимений 11

Заключение 11

Литература 12

Введение

Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разде-лов – морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке бу-дущих специалистов как технического, так и гуманитарного профи-лей. На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных при-чин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотно-сти населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и по-знавательной литературы, замена книжных источников знаний элек-тронными аналогами и т. д.. Однако “каждый человек должен точ-но, кратко и красочно выражать свои мысли” (1, 9). “Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для кото-рых плохая, запутанная”, безграмотная “профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом” (там же, 8). Кроме того, в течение последних лет готовится реформа русского языка. Оче-видно, что новый свод правил определит и новые морфологические нормы для всех частей речи, включая местоимения.

В центре внимания данной работы будет проблема морфоло-гических норм русского языка и случаев их нарушения при употреб-лении в устной и письменной речи местоимений. Для детального изучения этого вопроса в первую очередь необходимо определить само понятие морфологии, выявить ее задачи, а также определить, что является предметом ее изучения, каковы исторические корни данного вопроса. Затем следует выяснить, что такое местоимение, каково значение этой части речи, какие существуют лексико-семантические разряды местоимений, каковы морфологические нормы употребления и правописания местоимений, случаи их нару-шения.

Морфология – учение о частях речи

В любом учебнике или пособии по русскому языку обязатель-но имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?

В словаре иностранных слов (4) эти термины переводятся с латинского, на который в свою очередь были переведены с грече-ского.

Морфология (греч. morphe - ‘форма’, logos - ‘слово, понятие, учение’).

Грамма (греч. gramma – письменный знак, черта, линия).

Грамматика – раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.

Одним из определений понятия морфологии является сле-дующее: “Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения” (7, 67). Другое определение гла-сит, что морфология “является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами” (2, 149).

Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология – это учение о частях речи, словообразовании и слово-изменении.

К задачам морфологии относят следующие: 1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка; 2) установле-ние принципов грамматической классификации слов; 3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных прин-ципов; 4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (пара-дигм), реализующих указанные грамматические значения (2, 148).

Таким образом, предметом морфологии является учение о час-тях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка.

Из истории вопроса

Исторические корни морфологии уходят во времена М.В. Ло-моносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей “Российской грамматике” (1756) М.В. Ломоносов выделял “осмь частей знаменательных:

1) имя для называния вещей,

2) местоимение для сокращения именований,

3) глагол для названия деяний,

4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение,

5) наречие для краткого изображения обстоятельств,

6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям,

7) союз для изображения взаимности наших понятий,

8) междометие для краткого выявления движения духа” (2, 149).

Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов: существительное, местоимение-существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение-существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.); слова, являющиеся местоимениями-прилагательными ( мой, твой, свой, чей, который, и т.д.)

Морфологическая норма

Обратимся теперь к понятию морфологической нормы. Нор-ма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. “Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование” (6, 18). При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением раз-ных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде все-го, “вариативностью норм в области морфологии” (там же, 18). В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений.

Местоимение как часть речи

Местоимение отличается от прочих частей речи тем, что не имеет своего постоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. Поэтому место-имение можно определить как часть речи, которая передает обоб-щающее указание на предметы и признаки, но сама их не называет. В этом смысле местоимение определяется как часть речи, высту-пающая вместо существительного, прилагательного или числитель-ного.

У большинства авторов в качестве грамматических признаков местоимения выделяются:

• постоянные – разряд, лицо (у личных);

• непостоянные – падеж, род, число(если есть);

• синтаксическая роль.

К разрядам местоимений в «Курсе современного русского литературного языка» авторов А.М. Финкеля и Н.М. Баженова (5, 353) отнесены следующие:

• Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

• Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, их, его, ее (в значении притяжательных), свой.

• Возвратные местоимения: себя, меня, тебя.

• Вопросительные местоимения: кто, что, какой, чей, который, ка-ков, сколько.

• Относительные: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько (употребляются для связи простых предложений в одно сложное).

• Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь.

• Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

• Указательные: тот, этот, такой, таков, столько.

• Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Важно правильное употребление местоимений в речи, для это-го необходимо знать морфологические нормы. Ниже будут рассмот-рены правила употребления местоимений по различным разрядам, а также ситуации нарушения морфологических норм.

Употребление личных местоимений

Местоимение 3 лица (он, она, оно) обычно заменяет бли-жайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда эта связь местоимения с существительным оп-ределяется смыслом, а не порядком слов, например: Марью Иванов-ну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем. (А. Пушкин). Не вызывает сомнения, что местоимение она относится к существительному “Марья Ивановна”.

Иногда неправильное соотношение местоимения с разными словами является источником неясности или двусмысленности, на-пример: Внесены изменения в оба текста; они нуждаются в неко-торых уточнениях. Непонятно, нуждаются в уточнениях тексты или добавления? Правильно построить предложение так: Внесены добав-ления в оба текста, которые нуждаются в некоторых уточнениях.

Местоимение

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»