Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

Ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой теленок"



Скачать реферат


План

Введение 3

Глава 1 3

§1 Язык и речь 3

- Язык и речь 3

- Речевая деятельность 4

- Индивидуальный стиль речи. 4

§ 2 Ненормированная речь 5

- Нормы 5

- Литературный язык 5

- Ненормированная лексика 6

§ 3 Ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» 6

- Ненормированная лексика в речи авторов 6

- Ненормированная лексика в речи героев романа. 7

Введение

Объектом изучения является лексика. Предметом изучения является не-нормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Целью работы является изучение причин ввода авторами ненормированной лексики в свою речь и речь героев романа. Уникальностью работы будет то, что никто из известных ученых-лингвистов не рассматривал эту проблему с этой точки зрения.

Глава 1

§1 Язык и речь

- Язык и речь

«Чтобы пользоваться языком надо его знать, а это результат воспитания и обучения, в том числе в ходе наблюдения за речью других лиц в процессе речевой деятельности» . Этим изречением ученый-лингвист В. И. Кодухов показал свое отношение к проблеме взаимодействия языка и речи. Другой ученый-лингвист Т. И. Вендина высказывает свою точку зрения на эту про-блему как «Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка» , но она показывает то, что язык и речь имеют свои особенности: «Язык средство общения, речь – производимый этим средством вид общения» , «Язык абст-рактен, формален, тогда как речь материальна» , «Язык стабилен, пассивен и статичен, речь же активна и динамична» , «Язык является достоянием обще-ства…, тогда как речь индивидуальна» , «Для языка характерна уровневая организация, для речи - линейная» , «Язык независим от ситуации и обста-новки общения, речь же контекстно и ситуативно обусловлена» . Также надо привести точку зрения зарубежного лингвиста Ф. де Соссюра «Язык необхо-дим чтобы речь была понятна, речь необходима, чтобы установился язык» . При рассмотрении точек зрения можно понять, что все они близки и отличия минимальны. При непосредственном взаимодействии языка и речи возникает речевая деятельность.

- Речевая деятельность

Когда язык выражается, в речи возникает речевая деятельность. В. И. Кодухов давал ей такое определение: «Речевая деятельность является актив-ным использованием языка говорящим» .

У каждого производящего речевую деятельность, она индивидуальна. Индивидуальность зависит от ряда причин: образования говорящего, его воз-раста, социального положения. В силу этого у любого человека, владеющего языком, возникает индивидуальный стиль речи.

- Индивидуальный стиль речи.

Ученые-лингвисты называют индивидуальный стиль речи слогом. Слог по определению В. И. Кодухова состоит из «отбора общеязыковых явлений и общестилевых средств, их комбинирования в конкретных условиях речи и жанра для раскрытия темы.» Так в стиле речевой деятельности говорящего открывается его умение грамотно владеть языком, знание языковых норм, на которые и опирается слог. Соответственно человек использующим нормиро-ванную речь, говорящий преимущественно литературным языком (см. далее) обладает великолепным стилем речи, а человек, у которого в речи встречает-ся большое количество ненормированной лексики (см. далее) таким велико-лепным стилем не отличается. Так далее будет разбираться ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» и причины ввода ее туда авторами.

§ 2 Ненормированная речь

- Нормы

Прежде чем обратиться непосредственно к ненормированной речи, надо разобрать понятие нормы, а именно нормы литературно-языковой. Т. И. Вен-дина дала ей такое определение: «литературно-языковая норма – это тради-ционно сложившаяся система правил использования языковых средств, кото-рые признаны обществом в качестве обязательных» . Нормы можно условно разделить на нормы письменного языка и нормы устной речи. Но в совре-менных языках это разделение проявляется незначительно, поэтому далее норма будет рассматриваться без этого разделения. Норма – является основ-ной характеристикой литературного языка. В доказательство можно привести высказывание лингвиста Р. И. Аванесова «Важной особенностью литератур-ного языка является наличие норм» .

- Литературный язык

Ученые лингвисты дают литературному языку похожие друг на друга определения. Т. И. Вендина: «Литературный язык – это высшая (наддиалект-ная) форма существования языка» . Р. И. Аванесов: «Высшей формой нацио-нального языка является язык литературный» . Л. А. Вербицкая: «Литературный – язык образцовый, нормализированный» .

Из этих определений следует то, что литературный язык – язык норми-рованный, значит другие формы языка будут являться ненормированной лек-сикой. Тогда следует рассмотреть состав литературного языка.

По Т. И. Вендиной в литературный язык входят язык художественной литературы, язык науки, официально-деловой язык и так далее.

- Ненормированная лексика

Из вышесказанного следует, что к ненормированной лексике можно от-нести: внелитературное просторечье – «разговорные слова, выступающие си-нонимами нейтральных слов» , обиходно-разговорную речь, территориаль-ные и социальные диалекты, «слова, встречающиеся в разговорной речи от-дельных местностей и социальных слоев» , вульгаризмы и жаргонизмы, «слова, служащие для передачи экспрессии и грубости» и профессиональ-ную лексику.

§ 3 Ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»

- Ненормированная лексика в речи авторов

Авторы используют ненормированную лексику прежде всего для пере-дачи колорита. При описании сельской местности употребляется внелитера-турное просторечье. При описании критических ситуаций используется жар-гонизмы. Для описания быта героев И. Ильф и Е. Петров используют оби-ходно-разговорную речь. Также ненормированная лексика применяется при описании самих героев. В описаниях крестьян и горожан используются диа-лектизмы и внелитературное просторечье. Профессионализмы встречаются в качестве характеристик людей, занимающихся в романе чиновничьей дея-тельностью.

- Ненормированная лексика в речи героев романа.

Ненормированная лексика в речи главных героев романа служит показа-телем их умственных способностей. Так в речи Остапа Бендера ненорматив-ная лексика почти не встречается. Лишь в минуты крайнего раздражения он использует жаргон. Тогда как у Паниковского на протяжении романа встре-чаются почти все виды ненормативной речи. У второстепенных персонажей ненормированная лексика служит для передачи их характеристик.

Речь крестьян переполнена диалектизмами, а речь шофера профессиона-лизмами и жаргонами. Так при анализе использования ненормированной лексики каждого персонажа можно прийти к выводу о его образовании, со-циальном положении, профессиональных навыках.




Copyright © 2005—2007 «Mark5»