Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

Язык и мышление

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Новосибирский Государственный Педагогический Университет

Институт Филологии, Массовой Информации и Психологии

Реферат по введению в языкознание.

Тема:

Язык и мышление.

Выполнила: Пичугина Елизавета, ФЛ-100

Преподаватель: Алексеева М. П.

Новосибирск, 2005 год

Введение……………………………………………...3

Возникновение языка………………………………....4

Роль языка в формировании мышления………………5

Роль языка в познании……………………………….6

Происхождение письменной речи в связи с развитием

мышления…………………………………………...7

Значение и смысл слова……………………………...8

Заключение…………………………………………9

Список использованной литературы………………...10

Введение.

По сей день наиболее непостижимой и столь же притягатель-ной для изучения со стороны языкознания, психологии, лингвис-тики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема со-отношения языка и человеческого сознания. Даже не зная зако-нов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая дея-тельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Сколько раз в жизни каждому из нас дово-дилось сообщать кому-либо некую информацию. В данном слу-чае, процесс говорения имеет целью породить процесс понима-ния у получателя информации.

Но существуют случаи, когда мы используем язык не для пере-дачи информации другим людям, а для организации собствен-ного мыслительного процесса: тихонько, шепотом или "про себя" проговариваем слова, а иногда и целые предложения, пытаясь что-то уяснить или понять. И что примечательно - получается! Зачастую мысль, облеченная в слова, как бы материализуется в нашем сознании и становится ясной и понятной.

Актуальность проблемы взаимосвязи языка и сознания не единственная в наше время, существует еще ряд невыясненных вопросов, и один из них, на наш взгляд, наиболее интересный: какой элемент в этой связке является доминирующим - язык или мышление; мы говорим, потому что так думаем или мы думаем, потому что так говорим.

Возникновение языка.

Потребность во взаимном общении родилась в условиях кол¬лективной трудовой деятельности, направленной на удовлетворе¬ние материальных потребностей человека.

Язык возник закономерно как необходимое орудие связи людей с природой через их взаимную связь между собой, которая неиз-бежно складывалась и упрочивалась в процессе труда.

Формируясь как важнейшее средство взаимного общения лю-дей, речь вместе с тем формировалась и как необходимое орудие мышления. Выражаемое с помощью речи мышление в ней и осу-ществлялось. По мере развития мышления, основанного на разви-тии трудовой деятельности, вместе с мышлением развивалась и речь.

В решении вопроса значения следует четко разграничить два плана: генетический и современное состояние языка. Что касается современного состояния, то наименование предметов происходит уже с учетом исторически сложившегося значения слова. И моти-вированность названий определяется не материальной, а смысло-вой стороной слова. Совсем по-другому исторически возникало наименование предметов, когда еще не было никакой языковой традиции, когда полуживотные предки человека унаследовали от животных звуки, не имеющие того смыслового содержания, кото-рое они приобрели впоследствии.

Звук из средства непроизвольного выражения эмоции превра-тился в средство преднамеренного обозначения предметов. Этот переход осуществился вместе с переходом в процессе труда пси-хики высших животных в примитивное стадное сознание человека. Только тогда, когда определенный комплекс звуков вступил в связь преимущественно с определенной деятельностью человека и предметами, включенными в нее, и постоянно воспроизводился с появлением этих действий и предметов, только тогда животнооб-разные звуки превратились в элементарную речь человека.

Роль языка в формировании мышления.

Язык, возникший вместе с возникновением человека, играл и играет великую роль в его жизни. Он явился, прежде всего, одним из необходимых формирования самого человека и его мышления. В связи с возникновением членораздельной речи произошла суще-ственная перестройка в познавательных процессах человека. Лишь с появлением слова человек оказался в состоянии отвлекать от предметов те или иные свойства, абстрагировать связи вещей от самих вещей. Благодаря языку оказалось возможным объективиро-вать эти отраженные в сознании признаки и отношения вещей в материальную форму слов и тем самым создавать идеальные объ-екты мышления – понятия, а вместе с ними и с помощью их осуще-ствлять теоретическую деятельность в собственном смысле слова.

Язык с самого начала выполняет по существу ничем не замени-мую функцию в обобщающей работе мышления. Именно с помо-щью языка человек оказался в состоянии прейти от познания еди-ничных предметов и явлений к их обобщенному отражению в форме понятий. «Язык, - как пишет А. Г. Спиркин, - дал возмож-ность человеку фиксировать общее в предметах, явлениях, их свя-зях и отношениях, расчленить их, соотнести и синтезировать в по-нятиях и представить как относительно устойчивые. Наличие чле-нораздельной речи давало возможность мыслить о предметах и сообщать свои мысли в отсутствие самих предметов, то есть опе-рировать предметами не только физически, но и в форме опери-рования их названиями, словами и заключенными в них обобщен-ными образами этих предметов». Только на основе языка слов оказа¬лось возможным создавать такие комбинации мыслей, кото-рые являлись не прямой копией воспринимаемых предметов и их связей, а творчески преобразованным отражением.

Поскольку при помощи языка оказалось возможным фиксиро-вать мысль в материальную форму, язык становился одним из средств формирования самосознания. Мышление человека всегда включает в себя взаимодействие мыслящего субъекта с заключен-ным в слове содержанием.

Будучи условием возникновения мышления, формирования са-мосознания, язык вместе с тем явился необходимой материальной формой или орудием мышления, его непосредственной действи-тельностью и для говорящего, и для слушающего.

Роль языка в познании.

Язык непосредственно и неразрывно связан с мышлением. Этой неразрывной связью определяется и роль языка в познании.

По мнению Д. П. Горского, при естественнонаучном подходе к вопросам мышления нетрудно убедиться, что идеальное, мысль, не существует иначе как в неразрывной и непосредственной связи с материальным, являясь свойством последнего. Эта связь прояв-ляется в следующем:

а) мышление, как процесс обобщенного и опосредованного от-ражения действительности, исторически возникло вместе с появ-лением человека, в процессе развития его трудовой деятельности;

б) любая мысль, возникающая в голове человека, является функ-цией, продуктом высокоразвитой материи – головного мозга;

в) любая мысль, возникающая в голове человека, по своему со-держанию и по своей форме является ни чем иным, как отражени-ем материального мира;

г) мысль существует: формируется, передается одним человеком другому в форме слов и их сочетаний.

Отсюда следует, что, мыслит ли человек вслух, мыслит ли он, не произнося слов, мысль человека не может существовать без мате-риальной оболочки: мысль человека облекается в слова.

Органическая связь языка и мышления определяет и огромную роль языка в познании. «Язык является не только необходимым ус-ловием формирования нашей мысли, но и дает возможность за-крепить успехи познавательной деятельности человека, закреплять опыт, накапливаемый людьми одного поколения, и передавать его людям последующих поколений». (2) Для осуществления послед-него огромную роль играет письменность.

Происхождение письменной речи в связи с развитием мышления.

Анализ возникновения письменной речи – это специальный большой вопрос, имеющий свою длительную историю, большую литературу и немалое число всевозможных точек зрения. Этот во-прос интересует нас прежде всего потому, что генезис письма по-зволяет проследить общую линию развития мышления «от его конкретных нагляднообразных к отвлеченным формам». (1)

В отличие от языка, который создавался людьми неосознанно, письменность является результатом сознательного творчества лю-дей и на всем протяжении своего исторического развития изменя-лась вполне преднамеренно. Выступая в качестве материального языка, системы видимых знаков, письмо требует для своей реали-зации большой концентрации внимания и вполне осознанных действий человека. Если членораздельная речь, получившая отно-сительно самостоятельный характер, является весьма абстрактной формой деятельности, то письменность, выполняемая в отсутствие в поле зрения своего адресата, носит еще более абстрактный ха-рактер. Она предполагает сложную систему опосредований чело-века с действительностью через других людей и, соответственно, могла возникнуть лишь

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»