Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

Латынь

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Процесс обучения

П.о. - это целенаправленная, последовательная смена учебных задач, изменение всех элементов обучения, происходящие по объективным законам и имеющие своим результатом формирование свойств обучаемых (воспитательных, развивающих, образовательных), деятельности по усвоению содержания образования. Сущность П.О. – в формировании свойств обучаемых. В отличии от П.О., учебный процесс представляет собой охват всех компонентов обучения применительно к классу, школе, региону. Рассмотрение П.О. с педагогической точки зрения означает соотнесение его с содержанием О. Оно (соотношение) д. представлять собой единство, обеспечивающее целостность процесса, т.е. его предсказуемость. Единство- невозможность существования одного без другого, т.е. преподавания без учения или учения без преподавателя (ед-во преподавания и учения), содержания без процесса, обучения без воспитания (если начался П.О. то начался и процесс воспитания). Также единство проявляется в общих целях учителя и ученика (не совпадение, а соотнесение). Другие аспекты рассмотрения П.О.: психологический (учет возрастных, индивид. особенностей учеников); социологический (исходя из конкретной среды, соц группы); кибернетический (управленческий процесс).

Объективные закономерности процесса О: 1.Воспитывающий характер; 2. З-н взаимодей-я преподавания и обучения; 3. З-н активной деят-ти; 4. З-н усвоения понятий.

Задача дидактики – создание теоритич знаний об обозначенных единствах и закономерностях как специфики науки. Движущие силы П.О. – противоречия м-ду требованиями жизни и возможностями школы; логикой преподавания и усвоения. Теория П.О. – разработка методов, приемов и т.д. процессуальных элементов, а так же психологического и др. аспектов. П.О. предполагает цикличность и ступенчатость. цикл – включение всех звеньев процесса, а ступени это порции, частицы цикла. Цикл включает в себя все четыре компонента. (1-е звено- постановка цели, 2- восприятие, осмысление, 3- закрепление, 4- обратная связь, 5- обобщение). П.О._призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.

Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для учебного процесса отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, осуществление исследовательских работ. Кроме специальных умений и навыков, в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам, например, навыками работы с книгой, справочниками, навыками чтения и письма, рациональной организацией домашнего труда.

Одновременно с образовательной функцией, процесс обучения реализует и воспитательную функцию. При этом у обучаемых формируется мировоззрение; нравственные, эстетические, этические представления и взгляды; убеждения; способы поведения и деятельности в обществе; система идеалов и ценностей, отношений к личности. Образовательная и воспитательная - являются в единстве основой третьей, развивающей функции.

Характеристика процессов обучения

Целевой компонент представляет собой осознание педагогами и принятие учениками целей и задач обучения. Стимулирующе-мотивационный- педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности в решении поставленных задач. В единстве стимулирования и мотивации заключен смысл стимулирующе-мотивационного компонента.

Содержание О определяется учебным планом, государ-ми уч программами и уч материалом по данному предмету. Операционно-деятельностный- наиболее непосредственно отражает процессуальную сущность обучения. Именно в деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Контрольно-регулировочный одновременный контроль за ходом решения задач обучения со стороны преподавателя и самоконтроля обучаемых. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других работ. Поскольку структура любого процесса - это не только входящие в него компоненты, а также целостные свойства процесса, то все компоненты учебного процесса надо рассматривать в закономерной зависимости.

Методы по движению мысли (по содержанию учебного материала).

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается индивидуально. Диалектика- наука о всеобщих связях и развитии. Диалектич метод- конкретный подход ко всему.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Деятельность- целенаправленное отношение к деятельности с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах.

На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения. Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил методы на 3 основные группы. На основе деятельности опосредования выведена группа методов организации и осуществления учебно-позновательной деятельности. На основе деятельности регулирования- методы стимулирования и мотивации. На основе деятельности контроля- вывел группу методов контроля и самоконтроля.

Методы по движению мысли. Индуктивные и дедуктивные методы характеризуют важную особенность методов- способность раскрывать логику движения содержания учебного материала.

А. Индуктивные (от частного к общему). Он полезен в случаях, когда материал носит фактический характер.

Б. Дедуктивные (от общего к частному). Применение его полехно при изучении теоритического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из общих положений.

Слабость индукции в больших затратах времени, а дедукции- в возможности отсутствия необходимых знаний.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: *Соответствие методов принципам обучения. *Соответствие целям и задачам обучения. *Соответствие содержанию данной темы. *Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). *Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. *Соответствие возможностям самих преподавателей.

Методы по характеру позновательной деятельности.

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается индивидуально. Диалектика- наука о всеобщих связях и развитии. Диалектич метод- конкретный подход ко всему.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Деятельность- целенаправленное отношение к деятельности с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах.

На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения. Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил методы на 3 основные группы. На основе деятельности опосредования выведена группа методов организации и осуществления учебно-позновательной деятельности. На основе деятельности регулирования- методы стимулирования и мотивации. На основе деятельности контроля- вывел группу методов контроля и самоконтроля.

Методы по характеру познавательной деятельности.

(Их выделил Лернеру).

А. Объяснительно-иллюстративный. (репродуктивный). Направлен на запоминание информации и ее воспроизведение. Приемы: рассказ, работа с учебником (самост), метод иллюстрации.

Б. Репродуктивный. Приемы: устный, словесный.

В. Проблемное изложение или рассуждающее изложение. (продуктивный). С его помощью ученики приучаются к постановке вопросов, к доказательности ответов, учатся рассуждать, приучаются к этапности научного мышления.

Г. Эвристический. В ходе ее преподаватель ставит перед обучаемыми ряд взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно-поисковой беседы обучаемые решают целую серию проблемных ситуаций.

Д. Исследовательский. Обеспечивает творческое применение знаниям, овладениям методов научного познания, т.е. формулировку проблемы, цели, гипотезы, движение к ее достижению. Ученики сами работают с учебниками, делают выводы. % групповая работа по теме, оформление доклада по проблеме, высказывание мнения по проблеме.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: *Соответствие методов принципам обучения. *Соответствие целям и задачам обучения. *Соответствие содержанию данной темы. *Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»