←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 2
1. Понятие себестоимости продукции и ее анализ 2
2. Себестоимость продукции и ее структура 5
2.1. Планирование себестоимости продукции 9
2.2. Пути снижения себестоимости продукции 13
3. Издержки и себестоимость 16
3.1. Понятие издержек производства 18
3.2. Взаимосвязь издержек производства и прибыли 22
3.3. Пути снижения издержек производства 26
Заключение 30
Список литературы 32
Введение
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость.
Можно с уверенностью заявить, что этот показатель является одним из наибо-лее важных. Чем же он так привлекателен? Почему ему так много уделяют внимания? Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций пред-приятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конку-ренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже вто-рой, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей как раз и заключены в себестоимости продукции.
В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйст-венной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестои-мости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себе-стоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестоимости промышленной продукции – одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный денежный фонд - бюджет.
Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций.
1. Понятие себестоимости и её анализ.
В Российском законодательстве себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции ( работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопро-сы снижения себестоимости продукции.
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.
Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и органи-зационного уровня производства, использование производственных мощностей и ос-новных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют из-держки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обо-собленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки про-изводства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продук-та. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означа-ет экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором по-вышения эффективности производства, роста накоплений.
Наибольшая доля в затратах на производство промышленной продукции прихо-дится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и амортизацион-ные отчисления. В легкой промышленности доля сырья и основных материалов со-ставляет 86%, а заработной платы с отчислениями на социальное страхование - около 9%.
Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективно-сти производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от из-менения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации произ-водства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выяв-ления внутрипроизводственных резервов их снижения.
Для анализа ровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.
Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продук-ции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строитель-но-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещений. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.
В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на про-изводство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом по-вышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость про-дукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плано-вой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен:
СР = СТ - ЗН + (СП2 - СП1),
где СР - себестоимость реализованной продукции
СТ - себестоимость товарной продукции
ЗН - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники
СП1, СП2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на скла-дах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.
Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объ-ему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предпри-ятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну на-туральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразо-вании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.
Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применя-ется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и час-тично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению но-вых моделей, стандартов и технических условий.
Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее извест-ный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкрет-ным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволя-ет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продук-ции в целом по промышленности.
Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подраз-делить по следующим признакам:
- по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная себе-стоимость;
- по длительности расчетного периода - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;
- по характеру данных, отражающих расчетный период,- фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;
- по масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, от-расль, промышленность и т.п.
2. Себестоимость продукции и
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|