Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Антимонопольное регулирование внешнеэкономической деятельности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра Мировой экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Внешнеэкономическая деятельность

По теме: Антимонопольное регулирование: российская и зарубежная практика

Подготовила:

Русанова М.А.

Группа 151 – АМ

Проверила:

Прогунова Л.В.

Владивосток

2002

ПЛАН

Введение

Глава I. Монополии и антимонопольное регулирование зарубежом

1.1. Понятие и эволюция монополий

1.2. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах

1.3. Антимонопольное регулирование в США

Глава II. Антимонопольная политика в Российской федерации

2.1. Особенности российского монополизма

2.2. Антимонопольная политика в России

2.3. Методы антимонопольной политики

Глава III. Антимонопольное регулирование в Приморском крае

3.1. Функции и задачи Министерства РФ по антимонопольной политике

3.2. Деятельность Приморского территориального управления МАП

3.3. Практика антимонопольного регулирования в Приморском крае

Заключение

Список литературы

Введение

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на то-варных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только спе-циалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без при-нятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеять-ся на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в на-следство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится про-блема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже дей-ствующих на рынке монополий.

Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономиче-ских решений по разным вопросам.

Система государственного регулирования экономики, сформировав-шаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регу-лирование - важнейшая составная часть экономической политики государ-ства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное ре-гулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуще-ствляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законода-тельством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конку-ренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Рос-сийская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функциони-рующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, "РАО ЕЭС России" контролирует 98% потребителей электроэнергии, "РАО ГАЗПРОМ" - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечествен-ного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей слу-жат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Целью данной работы является исследование опыта антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, в том числе, в США и в России.

Работая над курсовой, я ставила следующие задачи:

1. Проанализировать систему антимонопольного регулирования в США в сравнении с Россией;

2. Выявить преимущества и недостатки антимонопольного регули-рования в этих странах

3. Рассмотреть деятельность Приморского территориального управ-ления по антимонопольной политике

В своей работе я использовала материалы Интернет-сайтов Министерст-ва РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательст-ва, а также сайт Приморского территориального управления МАП, ста-тьи Качалина В.В., Никифорова А.А., Вильсона Дж. и другие ис-точники.

Глава 1. Монополии и антимонопольное регулирование зарубежом

1.1. Понятие и эволюция монополий

Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное пра-во в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдика-ты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концен-трации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит осно-вой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Если обратить внимание на монополистические образования в про-мышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объеди-нения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят зна-чительное количество продукции определенного вида, благодаря чему зани-мают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; полу-чают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (моно-полии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возмож-ность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничи-вать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предприни-мателя или предприятия, т.к. оно позволяет избегать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обще-ству свои личные интересы.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина "монополия". Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова "моно"- один, "полио" - продаю. В реальной действитель-ности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров, не имеющих субсти-тутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более "чистая" монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслу-чайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: "несо-вершенный конкурент" (П.Самуэльсон), "ценоискатель" (П.Хейне).

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономиче-ских ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значи-тельной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ус-коряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследования-ми, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убеди-тельных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли [6].

История монополий достигает глубокой древности. Монополистиче-ские тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новей-шая история начинается в последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попыт-ку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистиче-ской практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литера-туре получили название «детей кризиса».

Однако, только в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции – этого необ-ходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, ко-торые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности;

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»