Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Бюджет и его значение для страны

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономики труда и основ управления

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

ПО КУРСУ: “ПОЛИТИКА ДОХОДОВ”

НА ТЕМУ: “БЮДЖЕТ РФ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СТРАНЫ”

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ

5 КУРСА 1 ГРУППЫ

ЛОВЧИКОВ Д.С.

РУКОВОДИТЕЛЬ:

К. Э. Н. , ДОЦ.

СМИРНЫХ Л.И.

ВОРОНЕЖ – 1998

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ

Государственный бюджет служит прежде всего целям финансирования производства тех благ, которые либо в принципе не может производить рынок, либо он делает это в недос-таточном — с точки зрения общественной выгоды — количестве. К первым обычно относят-ся оборонный комплекс, ко вторым — образование и здравоохранение. Кроме того, бюджет служит целям социального обеспечения, поддержки малоимущих, не способных заработать на жизнь в силу каких-то особых обстоятельств.

Характерно, что по мере развития рынка все меньшее количество людей получают зарплату из бюджетных средств. Если в 1991 году в негосударственном секторе работало лишь 24,5 процента всех занятых, а 75,5 получали зарплату из бюджета, то в 1994 году это соотношение составило 56,1 и 43,9 процента, в 1995 году - в 2,2 и 38,8.

Многим кажется, что чем больше государственные расходы - тем лучше, тем богаче страна и граждане.

Классическое понятие государственного бюджета состоит не в объеме денежных средств, а в соответствии доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и в производимых ими расходов, а также в планировании конкретных направлений расходования средств и источников их поступления. Расходы всегда сопоставляются с дохо-дами. Это естественно. Можно, конечно, допустить большое превышение расходов над до-ходами, но тогда придется покрывать значительную часть расходов выпуском новых денег (денежной эмиссией). Номинально все станут богаче, а реально - беднее. Цены на все товары резко поднимутся, но инфляция перекроет прибавки к доходам.

За качество бюджета отвечает не только правительство России. Принимает закон о федеральном бюджете Госдума. Поэтому ее депутаты также наравне с Правительством несут ответственность за успех или неуспех стабилизации.

Федеральный бюджет на 1996 г. исходит в первоначальном варианте из темпа инфля-ции в 1-1,2% в среднем за месяц и прироста ВВП на 1%. Депутаты Госдумы настаивали на 4-5% в месяц. Компромисс был найден на цифре 1,9%, что можно рассматривать все-таки как успех правительства.

Общепризнанный аргумент в защиту позиции Госдумы состоит в том, чтобы лишить правительство возможности распоряжаться так называемыми “инфляционными доходами”. Если инфляция оказывается выше, чем запланирована, то сумма номинальных доходов ока-зывается также больше запланированной. Но в компетенции депутатов принять соответст-вующие оговорки в Законе о бюджете — по поводу принципов использования “инфляцион-ных доходов”, ежели такие появятся.

Если же закладывать в бюджет завышенную инфляцию, это соответствующим обра-зом настраивает всех экономических субъектов: предприятия, банки, семьи, порождая ин-фляционные ожидания. Граждане заранее рассчитывают действия по спасению средств от инфляции, планируют покупку иностранной валюты, драгоценностей и отказ от банковских вкладов. Банки на всякий случай занижают проценты по вкладам (депозитам) и завышают процентные ставки по кредитам. Производители товаров заранее планируют завышенные цены на свою продукцию, перекрывающие прогнозируемую инфляцию.

Чтобы выяснить, как бюджет связан со стабилизацией, попытаемся разобраться в ос-новных принципах управления бюджетом.

Что такое бюджетный баланс? Если подсчитать все расходы правительства и сопоста-вить эту сумму с доходами, которые правительство получает в виде налоговых и иных по-ступлений в государственную казну, получится некий итог, который позволит определить, превышают ли расходы или нет (иначе говоря, имеет место дефицит бюджета или нет).

Существуют две основные статьи расходов. Большая часть бюджетных средств рас-пределяется на всевозможные правительственные программы: оборонную, социальную, ин-вестиционную и пр. Вторая статья правительственных расходов - выплаты процентов по имеющимся долгам. Занимает ли правительство у своих собственных граждан (выпуская государственные облигации) или за рубежом, оно обязано выплачивать проценты по этим займам.

Доходы правительство получает в основном в виде налогов.

Рассмотрим по какому принципу строится бюджетная система РФ.

Бюджетная система Российской Федерации

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ

Разница между расходами составляет баланс бюджета. Когда эта разница положи-тельна, налицо бюджетный дефицит.

Как правительство может профинансировать расходы превышающие доходы? Первый способ принципиально ничем не отличается от того, который используют обычные семьи. Правительства прибегают к займам. Займы могут быть получены как внутри страны, так и на международном уровне.

Однако, в отличие от граждан, правительство обладает еще одним источником покры-тия бюджетного дефицита. Оно может “взять” деньги в Центральном банке, оформить это заимствование как кредит банка правительству (конкретно - министерству финансов). В этом случае общий объем денежной массы возрастает на сумму заимствования.

Увеличение денежной массы влечет за собой инфляцию, поэтому такое покрытие бюджетного дефицита называется инфляционным. Если же правительство занимает деньги не у Центрального банка. а у населения и коммерческих организаций, то общий объем де-нежной массы не увеличивается. Правительство берет деньги, а отдает не деньги (долговые обязательства государства деньгами не являются). Получается, что погашение дефицита за счет увеличения долга не вызывает роста денежной массы и, следовательно, на инфляцию не влияет. Такой способ погашения дефицита называется неинфляционным.

Однако не стоит полагать, что государственный долг можно увеличивать на сколь угодно большую величину ради покрытия бюджетного дефицита. Наращивание этого долга приводит к еще большему росту правительственных расходов, поскольку увеличивается сумма будущих выплат по процентам. Таким образом, долги, сделанные сегодня, приводят к увеличению бюджетного дефицита в будущем.

В перспективе увеличивающийся таким образом объем выплат может привести к ин-фляции. Бюджетный дефицит снова возрастет. и правительству придется либо вновь брать в долг, либо повышать налоги, либо сокращать расходы. Если оно не прибегает ни к одной из этих мер, то ему придется пойти на увеличение денежной массы.

Когда правительство нерасчетливо прибегает все к новым и новым кредитам, в конеч-ном счете, поступления кредитов идут на погашение предыдущих займов и выплату процен-тов по ним, а бывает, что новые заимствования не покрывают старые долги. Тогда кредито-ры понимают. что если они и дальше будут финансировать это правительство, то им не по-лучить своих денег назад. Никто не станет приобретать его новые долговые обязательства.

Компетентное правительство никогда не теряет своей кредитоспособности (т.е. воз-можности брать взаймы). Оно не станет увеличивать свою задолженность до тех пор, пока ему не перестанут давать кредиты. Напротив, компетентное правительство не допустит чрезмерного роста бюджетного дефицита, соразмеряя свои расходы с уровнем доходов.

Сокращение бюджетного дефицита и правительственных заимствований всегда бла-готворно сказывается на экономике. Дело тут в эффекте вытеснения. Когда правительство выпускает облигации, то оно должно заинтересовать коммерческие организации и население в их приобретении. Для этого оно поднимает процентную ставку по своим долговым обяза-тельствам. В результате свободные средства (сбережения) идут на финансирование бюджет-ного дефицита, растут процентные ставки в экономике в целом. но ограничиваются возмож-ности частных инвестиций. Получается, что государство вытесняет частный сектор с рынка капиталов. В итоге, если государственные заимствования принимают широкое распростра-нение, то подрывается экономический рост.

В том, что инфляция находится в прямой зависимости от бюджетного дефицита, а экономический рост в обратной зависимости от последнего, можно убедится на основе срав-нения, приведенного в таблице 1.

При всей пестроте картины общая тенденция очевидна. Недавний перерасчет Госко-митетом показателей реального ВВП не привел к нарушению выявленных зависимостей. В 1992 и 1994 гг., когда дефицит бюджета в России был максимальным, темпы падения ВВП были также максимальными - 14,5 и 12,7 процента; в 1993 г., когда дефицит был меньше, сокращение ВВП тоже было меньшим - 8,7 процента.

Бюджетный дефицит, инфляция и экономический рост

в странах с переходной экономикой

Табл. 1.

Страны 1992 г. 1993 г. 1994 г.

Польша:

Дефицит бюджета в % к ВВП -6,0 -2,8 -4,5

Темпы инфляции, % 43,0 35,3 30,8

Темпы роста ВВП, % 2,6 3,8 4,5

Чехия:

Дефицит бюджета в %

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»