Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Бюджетная система РФ

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

Курс лекций

Тема 1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу¬лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто¬рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон¬дов денежных средств.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные вла¬сти получают финансовые ресурсы для содержания государст¬венного аппарата, армии, осуществления социальных мероприя¬тий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения го¬сударством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономиче¬скую возможность осуществления властных полномочий. Бюд¬жет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутрен¬него валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В то же время бюджет правомерно рассматривать как эконо¬мическую категорию, которая выражает определенные экономи¬ческие отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономи¬ческие отношения, направляя бюджетные средства на поддержку тли развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, эко¬номические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвя¬занные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета,

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмезд¬ном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной вла¬сти Российской Федерации, органов государственной власти субъек¬тов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит принуди¬тельное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в про¬цессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый ха¬рактер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее пер¬вичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспреде¬ления уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом опре¬деляется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уров¬нем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансо¬вое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправ¬ления.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюд¬жетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят тран¬зитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субси¬дии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предостав¬ляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Струк¬тура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредст¬венно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Тема 2. Бюджетная система СССР

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управ¬ления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для финансиро¬вания неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, на¬жившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы»1. До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде кон¬трибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.

Успешное существование нового строя напрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Все¬российский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В.И. Ленин, выступая с докла¬дом, подчеркнул:

Мы должны, во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финан¬совой политике.

Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основопола¬гающим в формировании финансовой политики Советского государ¬ства на всех последующих этапах истории СССР.

Эти принципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой были сформулирова¬ны цели государственной финансовой политики.

Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели — экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения мест¬ных и общегосударственных нужд Советской республики, не останав¬ливаясь перед вторжением вправо частной собственности.

Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установле¬нии единства государственного бюджета и всей финансовой сис¬темы Российской Федерации, включении государственных дохо¬дов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т. е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской Социалистической Республики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.

Территориальные бюджеты формировались за счет: поступ¬лений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, го¬родскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нуж¬ды; надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий и имущест¬ва; ссуд и пособий из государственного бюджета.

С окончанием Гражданской войны, переходом к новой эко¬номической политике (нэпу) и восстановлению народного хозяй¬ства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и по¬вышения экономической деятельности местных Советов в октяб¬ре 1921 г. ВЦИК

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»