Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Влияние малого бизнеса на экономику Читинской области

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Иркутская государственная экономическая академия

Читинский институт

Кафедра экономики и планирования производства

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Влияние малого бизнеса на развитие экономики

Читинской области

Исполнитель студент группы ГМУ-96 Е.Л.Новикова

Руководитель профессор В.Е.Ломако

Консультант начальник отдела малого предпринимательства и

лицензирования В.Л.Казакова

Рецензент заместитель главы администрации области,

председатель Комитета экономики

Т.И.Майзлингер

К защите допускаю:

Зав. кафедрой к.э.н., доцент В.В.Макарова

ЧИТА 2001

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4

1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ……6

1.1. Экономическая сущность малого бизнеса ………………………………..6

1.2. Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни

зарубежных стран ……………………………………………………………..8

1.3. Роль и место малого бизнеса в российской экономке……………………11

1.3.1. Особенности функционирования малого бизнеса в России……...…..11

1.3.2 . Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы……………………...13

1.3.3. Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики…………....16

1.4 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики………….22

2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………….…27

2.1 Развитие малого бизнеса в Читинской области…………………………..27

2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе

хозяйствующих субъектов………………………………………………..34

2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения………………………..36

2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда…………….40

2.5 Место малых предприятий в производстве товаров и услуг……………42

2.6. Инвестиционная активность малых предприятий……………...……….48

2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого

бизнеса ……………………………………………………………………..51

2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого

предпринимательства ……………………………………………...51

2.7.2. Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки

малого предпринимательства……………………………………....54

2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого

предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г…….61

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОД-ДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ

В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ………………………………………………………65

3.1. Необходимость совершенствования механизма государственной

поддержки малого бизнеса………………………………………………65

3.2. Участие малых предприятий в выполнении областного

государственного заказа………………………………………………….71

3.3. Расчет экономической эффективности при размещении

областного государственного заказа на малом предприятии…………..74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...89

ВВЕДЕНИЕ

В становлении и развитии социально-ориентированной рыночной эконо-мики немаловажная роль отводится малому бизнесу. Малый бизнес или малое предпринимательство (далее – МП) является существенной составляющей и массовой субъектной базой цивилизованного рыночного хозяйства, неотъем-лемым элементом присущего ему конкурентного механизма.

Предпринимательский характер малого бизнеса придает рыночной эко-номике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производствен-ные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал. Малый бизнес служит также серьезным фактором структурной перестройки, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

В условиях современного российского общества энергичное развитие сектора малого бизнеса может быть единственным источником реальной рест-руктуризации общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участни-ков экономических и социальных процессов на объективно определенное уча-стие в функционировании рыночного механизма.

В настоящее время почти треть трудоспособного населения России в той или иной мере связано с малым бизнесом /6/. В эту группу входят несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших и ежедневно проходящих суровую школу выжива-ния в российских условиях.

Таким образом, малый бизнес превращается в значительное социально-экономическое и политическое явление, оказывающее многообразное и возрас-тающее воздействие на все стороны жизни российского общества.

Целью данной дипломной работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Читинской области на современном эта-пе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в эконо-мической жизни региона.

В первой главе дипломной работы раскрыта экономическая сущность малого бизнеса, с учетом опыта развитых стран приведена оценка потенциаль-ного значения малого бизнеса для экономики страны. При рассмотрении роли малого бизнеса в российской экономике определены особенности функциони-рования малых предприятий и результаты их влияния на уровень экономиче-ского развития страны. На примере Иркутской и Новосибирской областей рас-смотрено влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики.

Во второй главе дипломной работы проведен анализ уровня развития ма-лого предпринимательства в Читинской области, степени его влияния на разви-тие экономики области в целом и в разрезе ее отраслей. При рассмотрении ре-гиональной политики в области развития и поддержки малого предпринима-тельства показано ее влияние на усиление позиций малого бизнеса в экономике региона.

В третьей главе данной дипломной работы на основе прогнозной оценки дальнейшего влияния малого бизнеса на развитие экономики области доказана необходимость совершенствования механизма государственной поддержки ма-лого предпринимательства на уровне региона. В качестве дополнительной воз-можности для увеличения роли малого бизнеса в экономической жизни области рассмотрена возможность участия субъектов малого предпринимательства в выполнении областного государственного заказа на поставку продукции для областных государственных нужд.

1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

1.1 Экономическая сущность малого бизнеса

Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной эконо-мики.

Как известно, малый бизнес состоит из самого многочисленного слоя мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и политический облик страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большин-ству населения, одновременно являясь как непосредственными производителя-ми, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП обра-зует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на ме-стных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами предприятий, их технологиче-ской цепочкой, производственной и управленческой гибкостью - это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Высокая приспособляемость малого бизнеса и массовый охват практиче-ски всех сфер производства, внутреннего рынка обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности социального и политического климата. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что условия их жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно по-требителя на внутреннем рынке понуждает их в повседневной деятельности к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное по-ведение представителей малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от местных и национальных условий и интересов.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»