←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
Министерство образования Российской Федерации
Иркутская государственная экономическая академия
Читинский институт
Кафедра экономики и планирования производства
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Влияние малого бизнеса на развитие экономики
Читинской области
Исполнитель студент группы ГМУ-96 Е.Л.Новикова
Руководитель профессор В.Е.Ломако
Консультант начальник отдела малого предпринимательства и
лицензирования В.Л.Казакова
Рецензент заместитель главы администрации области,
председатель Комитета экономики
Т.И.Майзлингер
К защите допускаю:
Зав. кафедрой к.э.н., доцент В.В.Макарова
ЧИТА 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ……6
1.1. Экономическая сущность малого бизнеса ………………………………..6
1.2. Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни
зарубежных стран ……………………………………………………………..8
1.3. Роль и место малого бизнеса в российской экономке……………………11
1.3.1. Особенности функционирования малого бизнеса в России……...…..11
1.3.2 . Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы……………………...13
1.3.3. Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики…………....16
1.4 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики………….22
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………….…27
2.1 Развитие малого бизнеса в Читинской области…………………………..27
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе
хозяйствующих субъектов………………………………………………..34
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения………………………..36
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда…………….40
2.5 Место малых предприятий в производстве товаров и услуг……………42
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий……………...……….48
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого
бизнеса ……………………………………………………………………..51
2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого
предпринимательства ……………………………………………...51
2.7.2. Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки
малого предпринимательства……………………………………....54
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого
предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г…….61
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОД-ДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ
В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ………………………………………………………65
3.1. Необходимость совершенствования механизма государственной
поддержки малого бизнеса………………………………………………65
3.2. Участие малых предприятий в выполнении областного
государственного заказа………………………………………………….71
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении
областного государственного заказа на малом предприятии…………..74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...89
ВВЕДЕНИЕ
В становлении и развитии социально-ориентированной рыночной эконо-мики немаловажная роль отводится малому бизнесу. Малый бизнес или малое предпринимательство (далее – МП) является существенной составляющей и массовой субъектной базой цивилизованного рыночного хозяйства, неотъем-лемым элементом присущего ему конкурентного механизма.
Предпринимательский характер малого бизнеса придает рыночной эко-номике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производствен-ные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал. Малый бизнес служит также серьезным фактором структурной перестройки, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
В условиях современного российского общества энергичное развитие сектора малого бизнеса может быть единственным источником реальной рест-руктуризации общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участни-ков экономических и социальных процессов на объективно определенное уча-стие в функционировании рыночного механизма.
В настоящее время почти треть трудоспособного населения России в той или иной мере связано с малым бизнесом /6/. В эту группу входят несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших и ежедневно проходящих суровую школу выжива-ния в российских условиях.
Таким образом, малый бизнес превращается в значительное социально-экономическое и политическое явление, оказывающее многообразное и возрас-тающее воздействие на все стороны жизни российского общества.
Целью данной дипломной работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Читинской области на современном эта-пе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в эконо-мической жизни региона.
В первой главе дипломной работы раскрыта экономическая сущность малого бизнеса, с учетом опыта развитых стран приведена оценка потенциаль-ного значения малого бизнеса для экономики страны. При рассмотрении роли малого бизнеса в российской экономике определены особенности функциони-рования малых предприятий и результаты их влияния на уровень экономиче-ского развития страны. На примере Иркутской и Новосибирской областей рас-смотрено влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики.
Во второй главе дипломной работы проведен анализ уровня развития ма-лого предпринимательства в Читинской области, степени его влияния на разви-тие экономики области в целом и в разрезе ее отраслей. При рассмотрении ре-гиональной политики в области развития и поддержки малого предпринима-тельства показано ее влияние на усиление позиций малого бизнеса в экономике региона.
В третьей главе данной дипломной работы на основе прогнозной оценки дальнейшего влияния малого бизнеса на развитие экономики области доказана необходимость совершенствования механизма государственной поддержки ма-лого предпринимательства на уровне региона. В качестве дополнительной воз-можности для увеличения роли малого бизнеса в экономической жизни области рассмотрена возможность участия субъектов малого предпринимательства в выполнении областного государственного заказа на поставку продукции для областных государственных нужд.
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса
Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной эконо-мики.
Как известно, малый бизнес состоит из самого многочисленного слоя мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и политический облик страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большин-ству населения, одновременно являясь как непосредственными производителя-ми, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП обра-зует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на ме-стных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами предприятий, их технологиче-ской цепочкой, производственной и управленческой гибкостью - это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Высокая приспособляемость малого бизнеса и массовый охват практиче-ски всех сфер производства, внутреннего рынка обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности социального и политического климата. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что условия их жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно по-требителя на внутреннем рынке понуждает их в повседневной деятельности к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное по-ведение представителей малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от местных и национальных условий и интересов.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|