Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Государственная поддержка в МСП в странах с рыночной экономикой

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Содержание

Введение……………………………………………………………………2

1. Государственная политика в отношении малого предприниматель-ства в Германии …………………………………………………………..3

1.1 Поддержка малого предпринимательства как элемент поли-тики содействия конкуренции в пepвыe послевоенные деся-тилетия .………………………………………….…………………3

1.2 Политика поддержки малого бизнеса: современное понима-ние……………………………………………………………………6

1.3 Поддержка действующих малых и средних фирм…………………………………………….…………………...9

1.4 Система мер поддержки МСП, находящихся в стадии созда-ния…………………………………………………………………..13

2. Государственная поддержка малого бизнеса на Украине ..………17

Выводы …………………………………………………………………….21

Список использованной литературы ………………………………….22

Введение

Проблема государственной поддержки малого бизнеса в странах с рыночной экономикой, особенно в сравнении их опыта с опытом стран постсоветского пространства, относится к числу наиболее важных про-блем экономического развития в целом. Малый бизнес - это неотъемлемая часть любой экономики. В нем задействовано большое количество рабочей силы, а по мобильности и эффективности он является наиболее динамичным сектором любой экономики. Поэтому для России, где остро стоят проблемы как массовой безработицы, так и необходимости обеспечения экономического роста без крупных централизованных капиталовложений, развитие малого бизнеса является одним из наиболее реальных путей выхода страны из кризиса. Особый интерес в этой связи представляет для нее опыт тех стран, где развитие малого бизнеса насчитывает уже столетия, а опыт государственной поддержки его – десятилетия.

В данной работе будет показано, как осуществляется государставенная поддержка малого предпринимательства в условиях такой страны с рыночной экономикой как Германия. Сравнение ее опыта и опыта Украины, которая может быть отнесена к странам с переходной, формирующейся рыночной экономикой, представленное в данной рабо-те, позволит глубже понять специфику государственного регулирования малого бизнеса, характерную именно для условий стабильной рыночной экономики. Подобное сравнение позволяет определить наиболее эф-фективные пути и способы государственной поддержки малого бизнеса, которые могут быть использованы в условиях России.

1. Государственная политика в отношении малого предпринимательства в Германии

В теории и практике социального рыночного хозяйства политика поддержки малого предпринимательства изначально занимала важное место. Целый ряд причин привел к тому, что именно в послевоенной За-падной Германии становление и развитие "хозяйственного миттель-штанда". т.е. экономически активного среднего класса, находилось под пристальным вниманием государства.

1.1. Поддержка малого предпринимательства как элемент политики содействия конкуренции в пepвыe послевоенные десятилетия

Послевоенное восстановление хозяйства в Германии предполага-ло решение двуединой задачи. Необходимо было, во-первых, поднять народное хозяйство из руин, а во-вторых, добиться этого на основе принципиально иного, чем ранее, немобилизационного типа экономики. Предстояло демонтировать каркас военного хозяйства, которое покои-лось на принудительном картеллировании целых отраслей и централи-зованном управлении ими. Между тем, структура экономики гитлеровско-го рейха с ее гигантоманией, жесткой зарегулированностью, выхолащи-ванием конкурентных начал была обусловлена как потребностями воен-ного времени, так и давними традициями хозяйственной политики еще кайзеровской Германии. Поэтому центральным вопросом дискуссий сре-ди немецких экономистов задолго до окончания войны стал вопрос о пу-тях и механизмах преодоления не только тех тенденций хозяйственной жизни, которые были привнесены гитлеризмом, но и более глубоких кор-ней централизованной экономики.

В ходе этих дискуссий постепенно оформилась и одержала верх точка зрения, согласно которой основным противоядием против рециди-вов огосударствления хозяйства со всеми его негативными последст-виями должна была стать политика конкурентного экономического по-рядка. Еще в трудах Л.Микша , а затем В.Ойкена, А.Мюллера-Армака и других представителей неолиберализма был обоснован тезис о том, что задачей государства в экономике должна быть борьба не против конку-ренции как таковой (результатом чего и является рост монополистиче-ских начал, а затем и усиливающееся огосударствление хозяйственной жизни), а против социальных издержек конкуренции. Важнейшая роль в укреплении конкуренции при этом отводилась малому и среднему пред-принимательству, которое по определению менее всего поддается мо-нополистическому объединению и прямому администрированию из цен-тра.

Таким образом, переосмысление всей хозяйственной истории Германии первой половины XX в. привело теоретиков, а затем и полити-ков-практиков к выводу о центральной роли малого бизнеса в возрожде-нии экономики и общества.

Имелись и весомые социальные причины того, почему поддержка малого и среднего бизнеса должна была находиться в поле постоянного внимания государства. Дело в том, поток беженцев и переселенцев с Востока, лишенных каких бы то ни было источников существования, соз-давал огромное напряжение на рынке труда; и без того лежащая в руи-нах крупная промышленность не могла в обозримой перспективе дать занятость этим людям. Малый бизнес в данном контексте рассматривал-ся как единственно возможная альтернатива, позволяющая» во-первых, дать выход предпринимательскому потенциалу переселенцев, во-вторых, создать относительно дешевые и многочисленные рабочие мес-та. Необходимо отметить, что именно ускоренное развитие малого пред-принимательства в первые послевоенные годы и десятилетия и было одной из важнейших причин отсутствия сколько-нибудь заметной безра-ботицы и превращения ФРГ в страну, импортирующую рабочую силу.

Наконец, были и некие социально-философские основания поли-тики поддержки малого бизнеса в послевоенной Германии. В 1945 г. по-верженной оказалась не только гитлеровская военная машина, не только хозяйственная практика, но и идеология тотальной несвободы. Как писал в 1946 г. А.Мюллер-Армак, "мы теперь гораздо лучше осознаем взаимо-связи между порядком хозяйствования и порядком свободы" .

Наилучшим хозяйственным порядком, обеспечивающим равенство шансов, возможность экономического и социального восхождения для членов общества прежде всего за счет собственной предприниматель-ской деятельности, либеральная теория провозгласила такой порядок, при котором малое и среднее предпринимательство становится мотором экономического развития.

В известном смысле слова государственная поддержка малого бизнеса была провозглашена мерилом степени рыночной свободы и от-крытости экономики и превратилась из чисто хозяйственной задачи в не-кий социально-мировоззренческий императив послевоенной западно-германской общественно-экономической модели. Л.Эрхард подчеркивал, что если подходить к малому бизнесу только с материальными сообра-жениями, если им интересоваться только с точки зрения нормативов на-логовых отчислений, то развитию его может быть задано очень опасное направление. Ведь его значение не исчерпывается только его матери-альным вкладом. (Эту позицию отца немецкого "экономического чуда" следовало бы, на наш взгляд, учитывать теоретикам и практикам рос-сийских реформ). Примечательно, что и в 70-е годы, в период нахожде-ния у власти социал-демократических правительств, во многом пере-смотревших хозяйственно-политическую концепцию Аденауэра—Эрхарда, политика в отношении малого и среднего бизнеса концепту-альных изменений не претерпела.

Важный принцип этой политики с самого начала заключался в том, чтобы создавать благоприятные рыночные условия для существо-вания малого и среднего предпринимательства в целом, а не пестовать отдельные предприятия, ограждая их от воздействия конкурентной сре-ды и ставя их в привилегированное положение.

Из вышеизложенного следует, на наш взгляд, несколько важных выводов, имеющих большое значение для осмысления практики россий-ских реформ.

Во-первых, при всей важности макроэкономических проблем в по-слевоенной Германии, при том, что реформа Эрхарда началась с созда-ния эффективной денежной системы, институциональным преобразова-ниям с самого начала уделялось самое пристальное внимание. В част-ности, поддержка малого бизнеса и обеспечила ту массовую демократи-ческую социальную базу и становление того субъекта хозяйствования, который придал экономической трансформации Германии необратимый характер.

Очевидно, что приватизация в постсоциалистической экономике—с учетом ее конкретного социального контекста—данную задачу решить сможет в лучшем случае в весьма отдаленной перспективе. Следова-тельно, ни в коей мере не умаляя ее долговременного значения, необхо-димо осуществление целого комплекса специальных мер по стимулиро-ванию предпринимательской деятельности.

Во-вторых, под поддержкой малого и среднего предприниматель-ства понималась политика, направленная на выравнивание стартовых шансов в условиях рыночной экономики. Между тем, в России сегодня под лозунгом "поддержки нового среднего класса" нередко имеет место прямо противоположное — подпитка на льготных условиях материально-финансовыми ресурсами узкого круга привилегированных хозяйственных структур, созданных в ходе номенклатурной "приватизации". Государст-венные же органы, призванные содействовать малому предпринима-тельству, бессильны

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»