←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
_ 3ПЛАН. . 0 стр.
Введение..............................................3
1. История эволюции представлений о роли
государства в экономике...............................5
Меркантелисты.............................5
Классическая теория.......................5
Кейнсианская теория.......................6
Неоклассическая теория....................8
2. Функции государства в экономике....................9
антитрестовское регулирование.............11
3. Методы государственного воздействия на рынок.......14
государственные расходы...................14
налогообложение...........................15
государственное регулирование.............16
государственное предпринимательство.......17
4. Проблемы и ограничения государственного
вмешательства......................................20
дерегулирование и приватизация............22
государственное регулирование в сельском
хозяйстве.................................24
Заключение............................................27
Список использованной литературы......................29
- 3 -
_ 3Введение.
Проблема государственного вмешательства в экономику явля-
ется, по моему мнению, является основной для любого госу-
дарства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же
распределительная. В распределительной экономике все проще:
государство берет на себя все права и обязанности по произ-
водству и распределению товаров и услуг. То есть о регулирова-
нии говорить не приходится: государству просто некого регули-
ровать. В таком случае речь идет о замещением всего многообра-
зия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что,как и
для кого производить?" одной единственной формой собственности
- государственной, а ответ на основной экономический вопрос -
строгой централизацией и распределением. Однако такая система
на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь
развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится
постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством
не стоят такие задачи, как непосредственное производство и
распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и
права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произве-
денными товарами, как это делается в распределительной эконо-
мике. По моему мнению, государство должно постоянно балансиро-
вать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыноч-
ная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии
решений как со стороны как потребителей, так и со стороны про-
- 4 -
изводителей. Государственная политика просто не имеет права
отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превра-
тится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократи-
ческую надстройку, тормозящую развитие экономики.
- 5 -
_ 31. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В
_ 3ЭКОНОМИКЕ.
_ 3а) Меркантелисты.
История государственного регулирования восходит к концу
средневековья. В то время основной экономической школой была
школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство
государства в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный
показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим
они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
_ 3б) Классическая теория.
Следующей ступенью развития представлений о роли госу-
дарства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причи-
нах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная
игра рыночных сил"(принцип"laissez faire") создает гармоничное
устройство" (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве.
МЭиМО N11, 1992г.,стр.131).
В соответствии с классическим подходом государство должно
обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность,
разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо
не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэф-
фективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам
Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к дости-
- 6 -
жению своих частных интересов является главной движущей силой
экономического развития, увеличивая в конечном итоге бла-
госостояние как его самого, так и общества в целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов хо-
зяйственной деятельности должны быть гарантированы основные
экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятель-
ности, свобода конкуренции и свобода торговли.
_ 3в) Кейнсианская теория.
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада эконо-
мики США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг
взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно
назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в
состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно
вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного
рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход
экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно
воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как
причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-де-
нежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гиб-
кая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через
один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной пла-
ты. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества
денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная
- 7 -
зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный
спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики
Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за
счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия.
Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную
напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования явля-
ются:
- высокая доля национального дохода, перераспределяемая
через госбюджет;
- создание обширной зоны государственного предпринима-
тельства на основе образования государственных и смешанных
предприятий;
- широкое использование бюджетно-финансовых и кредит-
но-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъ-
юнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высо-
ких темпов роста и высокого уровня занятости.
Модель государственного регулирования, предложенная
Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение
более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с на-
чала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возмож-
ностями государственного регулирования и объективными экономи-
ческими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой
только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста
национального дохода создавали возможность перераспределения
без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия
воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Фил-
- 8 -
липса, согласно
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|