Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Государственное регулирование развития Сибирского региона

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Государственное регулирование развития Сибири на современном этапе.

Долгосрочные интересы Российской Федерации, состоящие в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в евро-азиатское экономическое пространство, определяют особую роль Сибири в силу ее географического положения и наличия значительного ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала. Между тем в последнее время наметилась тенденция оттока населения из Сибири и относительного замедления темпов экономического развития региона.

Определение долгосрочных ориентиров экономического развития и принципов государственной экономической политики в отношении Сибири, которые позволили бы реализовать стратегические интересы России является приоритетным направлением в регулировании развития Сибирского федерального округа сегодня.

Ключевым документом, обозначающим позицию Правительства России является Стратегия экономического развития Сибири от 7 июня 2002 г. N 765-р, в которой предписано, что Федеральным органам исполнительной власти при разработке нормативных правовых актов в сфере экономического развития Сибири необходимо руководствоваться положениями Стратегии экономического развития Сибири, а также рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири, при разработке региональных программ социально-экономического развития руководствоваться положениями Стратегии экономического развития Сибири.

Рассмотрим основные направления развития Сибири на ближайшее будущее.

Одним из основных факторов, определяющих перспективы экономического развития Сибири и ее место в российской экономике, является огромный ресурсный потенциал этого региона, в том числе месторождения полезных ископаемых. Извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77 процентов российских запасов, природного газа - 85 процентов, угля - 80 процентов, меди - 70 процентов, никеля -68 процентов, свинца - 85 процентов, цинка - 77 процентов, молибдена -82 процента, золота - 41 процент и металлов платиновой группы -99 процентов.

Гидроэнергетические ресурсы Сибири составляют 45 процентов гидроэлектроэнергетического потенциала России, биологические - около 9 процентов мировых запасов древесины и более 41 процента российских запасов.

Другим важным фактором экономического развития Сибири является ее сравнительно высокий производственный, научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири развиты такие отрасли, как топливная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, работает более 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров сибирских отделений Российской академии наук. Российской академии медицинских наук. Российской академии сельскохозяйственных наук, министерств и ведомств, более 100 высших учебных заведений. Образовательный комплекс способен обеспечить потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных кадрах. Принимая во внимание тот факт, что в стоимости наукоемкой продукции затраты на транспорт и энергию составляют относительно небольшую часть, сибирская наукоемкая продукция сможет конкурировать с

продукцией других регионов.

Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается неконкурентоспособной. К числу основных факторов, сдерживающих экономическое развитие Сибири, относятся следующие:

• качественное ухудшение сырьевой базы. Наиболее освоенные крупные нефтегазоносные месторождения Западной Сибири находятся на поздней стадии разработки, когда происходит падение уровня добычи нефти и газа. Доля трудноизвлекаемых запасов нефти составляет 55-60 процентов и продолжает расти. Некоторые месторождения практически исчерпаны; высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более развитой европейской части России и промышленно развитых стран Европы и Азиатско-тихоокеанского региона, низкой плотностью населения в самой Сибири и недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры;

• повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических условий;

• отсутствие эффективных мер привлечения инвестиций на региональном уровне.

Приоритетами при реализации положений Стратегии являются:

• обеспечение развития сырьевых производств с целью их стабилизации на российском и внешних рынках природных ресурсов и притока финансовых средств. Важнейшими стратегическими ресурсами Сибири являются нефть, газ, частично уголь, цветные и благородные металлы;

• развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств;

• развитие транспортной инфраструктуры как основы сбалансированного социально-экономического развития Сибири, интеграции в мировое экономическое пространство и улучшения инвестиционного климата сибирских регионов;

• повышение энергоэффективности экономики Сибири, сокращение издержек на удовлетворение потребностей общества в энергоресурсах в первую очередь за счет интенсификации энергосбережения;

• оптимизация системы расселения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с целью снижения нерациональных расходов бюджетов всех уровней, предприятий и организаций.

Реализация положений рассматриваемого документа предусматривает достижение следующих основных целей:

1. снижение негативного влияния неблагоприятных природно-климатических условий и экономико-географического положения на социально-экономическое развитие Сибири, в том числе за счет развития транспортной инфраструктуры и создания оптимальной системы расселения;

2. повышение инвестиционной привлекательности сибирских регионов;

3. обеспечение устойчивого развития "сырьевых" регионов; повышение роли "не сырьевого" сектора в экономике Сибири, развитие производства наукоемкой продукции;

4. повышение уровня жизни населения сибирских регионов; обеспечение геополитических и экономических интересов России.

Достижение намеченных целей планируется осуществить в 3 этапа. На первом этапе (2002-2004 годы) на основе Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и плана мероприятий по ее реализации будут созданы организационно-экономические и институциональные условия для осуществления глубоких преобразований в экономике Сибири.

Стимулирование развития ведущих отраслей экономики будет проводиться в рамках федеральных целевых программ "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", "Электронная Россия (2002-2010 годы)", "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" и других. Ресурсное обеспечение этих программ будет распределяться в зависимости от приоритетности конкретных направлений.

Ежегодно будет осуществляться подготовка предложений по отбору объектов для финансирования за счет средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)". В эти же годы в субъектах Российской Федерации должны быть приняты региональные программы социально-экономического развития.

На втором этапе (2005-2010 годы) будет обеспечено проведение реструктуризации и модернизации экономики Сибири, а также достижение оптимальных темпов экономического развития региона.

На третьем этапе (2011-2020 годы) исходя из общего улучшения экономической ситуации в стране, разработки новых инструментов федеральной экономической политики в отношении проблемных регионов предполагается достижение наибольших результатов в сокращении дифференциации отдельных регионов Сибири по уровню их экономического развития.

Освоение природных ресурсов предполагает не только добычу, переработку и транспортировку ресурсов, но и проведение широкого комплекса природохозяйственных мероприятий, в том числе в области лесохозяйственной, водохозяйственной и природоохранной деятельности. Эффективность использования природных ресурсов непосредственно связана с технологической модернизацией промышленности и внедрением новых технологий.

Основными целями в области освоения природных ресурсов являются:

• увеличение нефтеотдачи пластов, повышение коэффициента извлечения газа и газового конденсата, добыча и использование низконапорного газа;

• углубление переработки углеводородного сырья и производство высококачественных топлив и масел, современных полимерных материалов;

• высокоэффективное и экологически чистое сжигание топлива при производстве тепло- и электроэнергии;

• полное извлечение ценных химических компонентов (этансодержащие, гелийсодержащие газы и др.);

• облагораживание углей, утилизация метана угольных пластов;

• комплексное использование многокомпонентных руд цветных и редкоземельных металлов.

Основное место в природно-ресурсном потенциале Сибири принадлежит топливно-энергетическим ресурсам.

Одним из основных направлений оптимизации использования ресурсного потенциала должно стать совершенствование системы налогообложения предприятий минерально-сырьевого сектора экономики.

Ресурсный потенциал

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»