Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Государственное регулирование экономики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

На тему:

«Государственное регулирование экономики»

Выполнила: студентка 2 курса

Группы № 21

Зумберова Наталья

Станиславовна

Санкт-Петербург, 2003 год.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Сущность государственного регулирования экономики 3

2. Серы государственного регулирования 6

Государственное регулирование банковской

деятельности 6

Государственное регулирование в сфере инвестиций 7

Государственное регулирование цен 9

Валютное регулирование 10

Государственное регулирование в сферах естественной

монополии 11

3. Возможности и границы государственного

регулирования экономики 12

4. Список использованной литературы 14

Сущность государственного регулирования экономики

Любая рыночная экономика не может существовать и функ-ционировать без государственного регулирования. Неконтролируе-мые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» об-ладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная эко-номика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «ре-гулируемая» не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что эконо-мика в значительной степени регулируется со стороны государства.

Роль регулирующего центра может выполнить только государ-ство – институт, представляющий всё общество и обладающий пра-вом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспе-чили бы рыночной экономики максимальную социальную эффектив-ность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоя-тельств превращают эту задачу в «вечную» проблему.

Как правило, в государственном регулировании рыночной эко-номики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это не-обходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое ус-ловие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воз-действие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и об-новлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отноше-ния, государственные органы способствуют их органичному встраи-ванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государствен-ное регулирование рынка осуществляется посредством законода-тельства, через государственное планирование, на основе выпус-каемых правительством нормативных актов.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок про-является посредством изъятия части прибыли, дохода, через дейст-вия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуще-ствляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновре-менно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств.

Государственное регулирование экономики в условиях рыноч-ного хозяйства представляет собой систему типовых мер законода-тельного, исполнительного и контролирующего характера, осущест-вляемых правомочными государственными учреждениями и обще-ственными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обостря-лись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Поя-вилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необхо-димые для продолжения воспроизводства в национальных масшта-бах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безрабо-тица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкурен-ция на мировых рынках требовали государственной экономической политики

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий.

7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

Сферы государственного регулирования.

Государственное регулирование охватывает различные сферы и области экономики.

Государственное регулирование банковской деятельности.

Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центрального Банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественно-го воспроизводства.

В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом государственного регулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.

Одна из ключевых задач ЦБ РФ по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков.

Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе решения та-ких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.

Воздействие Центрального Банка на деятельность коммер-ческих банков осуществляется по следующим основным направле-ниям:

1. Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.

2. Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказываю-щих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, кото-рые могут быть использованы для кредитных вложений в эконо-мику.

Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение ликвидности банковских балансов.

Государственное регулирование в сфере инве-стиций.

>

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»