Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Государственное регулирование экономики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Сборник лекций

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

План.

1. Понятие и взаимосвязь категорий общество, экономика, государство.

2. Функции государства в рыночной экономике.

3. Механизм реализации государственной экономической политики.

1. Понятие и взаимосвязь категорий

общество, экономика, государство

Общество - исторически сложившиеся отношения между людьми в процессе их совме-стной деятельности, отношения социальные, политические, культурные, хозяйственные. Об-щество - это сложно структурированный организм, отдельные элементы которого неразрывно переплетаются между собой и взаимно влияют друг на друга.

Экономика представляет собой здесь часть целого, включает в себя как отношения между хозяйствующими субъектами, так и определенную взаимосвязанную структуру отдельных про-изводств, отраслей, территориальных комплексов, а на более высоком уровне - и национальных хозяйств. Хозяйствующие субъекты, экономические отношения и определяющие их уровень производительные силы суть основополагающие элементы экономической системы.

История человечества знала различные типы экономических систем, каждая из которых проходила ряд стадий, в ходе которых шел процесс существенной трансформации как в сфере экономических отношений, так и в механизме регулирования экономической жизни, менялась социальная структура, виды и формы хозяйствующих субъектов. В пределах той или иной эко-номической системы можно выделить многообразные модели экономического развития от-дельных стран и регионов.

Предметом нашего исследования станет современная рыночная экономика и модель пе-реходной экономики (Россия и страны бывшего социалистического лагеря).

Выделяют следующие хозяйствующие субъекты: домашние хозяйства, бизнес (фирмы), государство.

Домашние хозяйства и частный сектор не в состоянии охарактеризовать все многообразие экономической жизни. На современном уровне общественного развития это под силу только государству.

Государство - определенная форма организации жизни общества, основанная на функ-ционировании публичной власти, осуществляющая функции по поддержанию и защите его экономической и политической системы и опирающейся в случае необходимости на силу при-нуждения.

Основные признаки:

1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих механизм государства;

2) наличие права, то есть обязательных правил поведения, устанавливаемых или санк-ционированных государством и образующих правовую систему общества;

3) наличие определенной территории, пределами которой ограничена власть данного государства.

Существуют различные типы государства, отличающиеся формами правления, особен-ностями взаимоотношения общества и государства, устройством основных институтов власти и т.д. Смена исторических форм государственной власти - объективный и закономерный процесс, отражающий зависимость от уровня социально-политического и экономического развития общества.

Долгое время в отечественной экономической теории господствовало определение госу-дарства как аппарата диктатуры правящего класса. Не отрицая в конечном счете влияния, ко-торое оказывает на принятие государственных решений наиболее экономически и политически сильные социальные группы, приходится признать относительную самостоятельность совре-менного государства. Эта самостоятельность обусловлена наличием потребности со стороны всего общества в целом ряде функций, которые могут быть представлены только государством.

Ограничивая возможность реализации особыми интересами того или иного социального слоя, вырабатывая механизм формирования компромисса, государство может выступать как выразитель общенациональных интересов. Естественно, это предполагает возможность и го-товность со стороны различных социальных групп отстаивать свои интересы при попытке их ущемления, т.е. наличие гражданского общества.

2. Функции государства в рыночной экономике

1. Создание правовой основы для стабильного функционирования хозяйственной сис-темы, разработка и принятие законов, определяющих право собственности и регулирующих экономическую деятельность. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные государственные органы.

2. Осуществление эмиссии денег и создание для этого необходимых экономических структур.

3. Политика по макроэкономической стабилизации экономики. Используя различные рычаги, государство старается не допустить возникновения различных кризисных явлений, а при их проявлении стремится в как можно более короткие сроки добиться ситуации экономического равновесия.

4. Организация производства товаров и услуг, которым не заинтересован заниматься ча-стный сектор.

5. Управление государственным имуществом и государственным предпринимательством.

6. Насыщение рынка информацией, макроэкономическое и социальное планирование.

7. Реализация долгосрочных экономических программ в области НТП, структурной и инвестиционной политики.

8. Участие в решении региональных проблем, разрабатывая для этого региональную го-сударственную политику.

9. Путем перераспределения доходов, обеспечение минимума социальных гарантий.

10. Регулирование во внешнеэкономической сфере: внешнеторговая политика, контроль за миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы и т.п.

11. Налоговая и бюджетная политика.

3. Механизм реализации государственной экономической политики

Экономическая политика есть совокупность государственных мероприятий по воздей-ствию на хозяйственный процесс с целью решения определенных задач.

С одной стороны экономическая политика отражает процесс изменения хозяйственной ситуации, с другой - перемены экономического решения.

Экономическая политика должна сочетать методы решения как перспективных, так и текущих задач.

Т.к. макроэкономическое регулирование народного хозяйства реализуется через систему органов государственной власти и управления, необходимо четко определить субъектов госу-дарственного регулирования и зоны их ответственности:

1. Законодательный орган (парламент) обеспечивает правовое оформление экономиче-ских и социальных процессов, определяет границы и формы вмешательства государства в эко-номику. Основной рычаг влияния - рассмотрение и принятие государственного бюджета.

2. Исполнительная власть (правительство) осуществляет оперативное регулирование на-родного хозяйства, разрабатывает долгосрочные планы социально-экономического развития.

3. Относительно самостоятельный субъект рыночной экономики - Центральный Банк. Его функции: эмиссия денег и регулирование денежного рынка.

4. Судебная система обеспечивает охрану экономических прав и разрешение хозяйст-венных споров.

Рычаги государственной экономической политики.

Различают методы прямого и косвенного воздействия государственного регулирования.

Прямые методы: административно-юридические методы, государственное предприни-мательство, социальная политика.

Косвенные методы: финансовая политика (политика государственных расходов, политика государственных доходов, политика оптимизации государственного бюджета); кредит-но-денежные рычаги (учетная ставка Центрального Банка, политика банковских резервов, эмиссия и реализация государственных ценных бумаг); индикативное планирование.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

План

1. Капитализм свободной конкуренции и классическая экономическая теория.

2. Государство "всеобщего благосостояния" и кейнсианство. Государственный дирижизм.

3. Современное рыночное хозяйство и неоконсерватизм.

1. Капитализм свободной конкуренции и

классическая экономическая теория.

Классическая экономическая теория зародилась в период интенсивного развития ры-ночных отношений в производственной сфере. Господствовавшая до этого первая рыночная доктрина - меркантилизм - отражая интересы торгового капитализма, соответствовала периоду первоначального накопления капитала. Богатство страны для меркантилизма - золото и серебро, которые можно получить через неэквивалентный обмен во внешней торговле. Роль государства в регулировании внешней торговли и осуществление протекционистских мер была высока. Пер-вые представители классической школы (У. Петти) также выступали за активную протекцио-нистскую роль государства, но в производственной сфере.

Однако основным лозунгом классиков стало требование экономического либерализма. Отражая интересы нового экономического уклада, они выступали против ограничения рыноч-ного механизма со стороны государства и остатков институтов средневекового общества (тор-говые монополии, ремесленные цеха, феодальные землевладения). Они требовали невмеша-тельства в экономику и неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Теоретическое обоснование этой концепции дали английские экономисты А.Смит и Д.Рикардо. Они исходили из той точки зрения, что механизм свободной конкуренции обеспе-чивает равенство спроса и предложения в условиях высокой взаимозависимости и гибкости цены, заработной платы и процента. Продолжительное и глубокое нарушение этого процесса невоз-можно. Такие нарушение имеют место только в результате внеэкономических факторов (войн, неурожаев, политических

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»