Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Государственное регулирование экономики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


План.

стр.

Введение

I. Экономическая роль государства: необходимость, воз-можность, пределы

II. Субъекты, объекты, цели, средства государственного регулирования

1. Субъекты ГРЭ

2. Объекты ГРЭ

3. Цели ГРЭ

4. Средства (инструменты) ГРЭ

5. Государственное экономическое программирование

6.Механизм государственного регулирования на приме-ре политики цен.

III. Теоретические модели государственного регулирования экономики

Заключение

Литература

Введение.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь - экономическая роль государства велика.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, ис-полнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической сис-темы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись эко-номические, социальные проблемы, которые не могли быть решены автомати-чески на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработи-ца, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на миро-вых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заклю-чается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано спра-виться ГРЭ.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса вос-производства. Оно решает различные задачи, например стимулирования эко-номического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в неко-торых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинав-ских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Авст-ралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясе-ний, аналогичных последствиям Второй мировой войны, возникновению лаге-ря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал осо-бенно сильными позициями. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет за-метную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких по-казателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих незави-симую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих пе-реход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

I. Экономическая роль государства:

необходимость, возможность, пределы

Система свободной конкуренции (идеальная экономическая модель).

Вопрос о границах и формах вмешательства государства в рыночные процессы имеет длинную историю. Были времена, когда его экономическая роль оставалась малозаметной. В 30-е годы произошел серьезный поворот: государство приступило к систематическому макроэкономическому регулиро-ванию, значительно расширило свое влияние на хозяйственную жизнь. В 80-е годы наметилось обратное движение, началось дерегулирование экономики развитых стран. Что касается России, то она переживает крайне сложный период восстановления рыночных отношений и, соответственно, радикально-го изменения экономической роли государства.

Рассмотрим в начале абстрактную экономическую систему - систему свободной конкуренции. На практике эта система никогда не существовала. Но обобщенная ее модель все же довольно близка к реальности.

В совокупность признаков системы свободной конкуренции входят: очень большое число участников, свобода их доступа на рынки, наличие у каждого из них полного объема коммерческой информации, абсолютная мо-бильность всех видов ресурсов, свободное ценообразование, отсутствие инфляции, вынужденной безработицы и монополизма. Поэтому в такой эконо-мике государству нет никакой нужды проводить антиинфляционное регулиро-вание, подстегивать инвестиции, беспокоиться о безработице.

Рынок может многое. Но даже в «стерильной» экономике свободного рынка существуют три проблемы, решение которых оказывается вне пределов досягаемости рыночных механизмов.

1. Система свободного предпринимательства не в состоянии снабдить экономику нужным количеством центральных денег (рублей, долларов и т.п.). Везде есть и не могут не существовать центральные банки и госу-дарственная денежная политика. Государство, выправляя известное несо-вершенство рыночной системы, берет на себя организацию предложения цен-тральных денег. Рынок центральных денег выглядит своеобразно: государ-ственный монополист-продавец противостоит множеству покупателей, предъ-являющих спрос на деньги. Уже одно это обстоятельство показывает, сколь велика экономическая роль центрального банка и сложна проблема контроля за его деятельностью.

2. Проблема потребления товаров и услуг, не имеющих выраженной де-нежной меры. В этом случае имеются несколько обстоятельств.

Обстоятельство первое: располагая деньгами, человек не станет предъявлять спрос на необходимый ему товар только тогда, когда будет абсолютно уверен, что получит его в любом случае, независимо оттого, заплатит или нет. Второе обстоятельство — товар должен поступать данно-му потребителю в том же количестве, что и любому другому. Иначе он нач-нет задумываться о том, сколько же товара ему надо, закупать побольше или поменьше, стало быть, формировать спрос. А в такой ситуации включа-ется рыночная система, и государство выходит из игры. Третье обстоя-тельство: товары (услуги) потребляются людьми коллективно. Встает во-прос: совместимы ли второе и третье обстоятельства, т.е. равенство ко-личеств и коллективность потребления? Да, но только при условии, что каждый потребляет столько товара, сколько достается всем вместе, иными словами, объем индивидуального потребления равен совокупному. Это есть четвертое обстоятельство.

Те блага и услуги, которые удовлетворяют всем четырем перечислен-ным требованиям, в мировой экономической науке именуются чистыми обще-ственными товарами; это национальная оборона, государственное управле-ние, охрана общественного порядка, единая энергетическая система, фун-даментальная наука и т.п.

Частных товаров, производство и продажа которых обеспечиваются ры-ночной системой (хлеб, одежда и т.д.), гораздо больше. Немало и таких, которые имеют признаки и общественных, и частных товаров. Один из мно-гих возможных в данной связи примеров — высшее образование. С одной стороны, его услуги по их характеру близки к общественному товару (сту-денты потребляют эти услуги коллективно и поровну), с другой стороны,— к частному, ибо не отвечают принципу неисключаемости из потребления: не каждый становится студентом, а оказавшись таковым, может в любой момент выпасть из сферы высшего образования. Получается, что государству стоит, наверное, воздерживаться как от тотальной национализации сферы высшего образования, так и от ее развития на чисто рыночной основе. Ку-да эффективнее промежуточный вариант, отвечающий общественно-частному содержанию этой услуги: доступные для всех университеты сосуществуют с частными, пользующимися государственной поддержкой в виде льготного на-логообложения, финансирования фундаментальных исследований, субсидий и т.п.

Потребители общественных товаров обладают разными денежными дохо-дами. А потому они по-своему оценивают полезность одних и тех же денеж-ных сумм. Скажем, у миллионера оценка полезности тысячи рублей будет куда меньше, чем у обладателя десятитысячного дохода. При равенстве в налогообложении получится так: обретая одни и те же объемы общественных товаров и отдавая бюджету одинаковые налоги, богачи и бедняки несут разные, часто очень весомо разные, потери. Малоимущие в такой ситуации, бесспорно, проиграют, что несправедливо.

Поэтому необходимо делать так, чтобы налоговые ставки на доходы богатых были побольше, а на доходы бедных поменьше. Речь идет о разум-ной прогрессивной шкале подоходного налогообложения. Используя ее, мож-но не только обеспечить поступления в бюджет, но и в той или иной сте-пени устранить несправедливости в распределении доходов. Именно такой подход к делу существует в развитых странах, и он себя оправдывает.

Государство определяет объемы предложения общественных товаров и принудительно назначает налоги независимо от того, каковы потребности, хотят ли люди иметь производимые за счет этих налогов товары и услуги в таких количествах или нет.

3. Экономическое поведение производителей и потребителей порождает внешние по отношению к рынку эффекты. Хотя последние уже не имеют де-нежной меры, они реально влияют на жизнь каждого человека и общества в целом. Сугубо теоретически самые сильные внешние эффекты даст потребле-ние чистых общественных товаров: стоит только

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»