Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Государственное регулирование экономики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Цели и инструменты экономической политики

Для выработки верной экономической политики ответственного лица должны отдавать себе полный отчет в том, каких целей они хотят достичь. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию, которых не может обепечить рынок. Поэтому пожелания типа «накормить народ», «построить эффективную рыночную экономику», и т.п., которые в состоянии решить рынок, не могут являться целями экономической политики. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнении. Например, снизить темп роста цен на 2 % в месяц (год), повысить темп экономического роста на 1,5 % снизить уровень безрабоитицы на 3 % и т.д. Если же цели реальны, но их невозможно измерить, тогда они не могут войти в целевую функцию. Примерами могут служить «борьба с монополизацией», «снижение безработицы», «справедливое распределение доходов» и т.п.

Необходимо располагать набором, действенных политических инструментов достижения целей, который обычно состоит из бюджетной, налоговой, кредитной денежной и валютной политики, а тиакже иметь представление об эффективности воздействия инстументов на цель. Так, если правительство для борьбы с инфляцией намерено использовать инструементы денежной политики, оно должно заранее знать, как и когда они сработают.

Ни один из известных политических инструментов не имеет прямого контакта с целями, между ними находится экономическая система, функционирующая по рыночным законам. Учитывая весьма жесткие требования к формам и методам государственного регулирования, можно утверждать, что государство в состоянии лишь воздействовать на цели тем или иным инструментом. Для этого должны быть выяснены экономические механизмы, объединяющие цели и инструементы политики. Пробные механизмы встречались при рассмотрении денежного рынка, антиинфляционного регулирования, политики в области занятости, налогового стимулирования экономического роста и т.п.

1.2. Мультипликаторы экономической политики

Экономической науке известна целая система мультипликаторов, охватывающих различные инструменты экономической политики. Без триады «цели, инструменты, мультипликаторы» сейчас не обходится рабработка ни одной государственной программы. Однако концепция формирования экономической политики дает лишь общее представление о том, как это делать, является своего рода философией государственного регулирования. Перед правительством, приступающим к выработке реальной политики, встают более конкретные проблемы.

Эффективность политических инструментов не одинакова. Так, инструменты денежной политики М лучше приспособлены для регулирования темпа инфляции Р по сравнению с инструментами бюджетной политики G, а денежный мультипликатор по уровню цен больше бюджетного мультипликатора по уровню цен:

m PM > m PG

Напротив, для стимулирования экономического роста Y выгоднее использовать инструменты бюджетной политики, чем денежной. Соответственно бюджетной мультипликатор по валому национальному продукту больше денежного мультипликатора по ВНП:

m YG > m YM

Целесообразность исполнения того или иного инструмента экономической политики зависит от реально складывающейся экономической ситуации, степени отклонения текущих уровней целей от желаемых. Если по ценам таких расхождений не зафиксированно, то предпочтение должно быть дано бюджетной политике, направленной на регулирование экономического роста. Если же экономика развивается как ожидалось, а темп инфляции неприемлемо высок, то на первый план выходит денежная политика. Таким образом, достижение поставленых политиками значений целей требует поочередного включения денежных и бюджетных регуляторов.

Графически процесс формирования оптимальной политики, где бюджетные расходы G и предложения денег М - инструменты экономической политики, валовый национальный продукт Y и уровень цен Р - цели.

Y=Y Р=P

Y2

G2 P1

Y2

G2 Q

D

G E B

C А

Допустим, что Y и P - оптимальное значение целей, которые политики намериваются достичь. Каждая точка прямых Y= Y и Р=Р получена в результате определеной комбинации инструментов бюджетной и денежной политики. Проблема состоит в том, что оптимальное значение цели Y1 достигается посредством одной комбинации инструментов, например: (М1 ;G1), а оптимальное значение Р, с помощью другой комбинации (М1 ;G 2) причем бюджетные расходы G2 > G1.

Допустим, что до начала регулирования экономика находится в положении, обозначеной точкой А. В этом случае обе цели Y и Р далеки от оптимального положения (точка А). Приступая к регулированию, правительство увеличивает бюджетные расходы на участке АВ при неизменном предложении денег, как известно, бюджетные механизмы наиболее эффективны для ускорения экономического развития. Теперь (точка В) положение в народном хозяйстве изменится: в результате регулирования достигнуто оптимальное значение цели Y= Y1, однако Р= Р

Продолжение бюджетной политики уже нецелесообразно, ибо инфляция более чувствительна к денежным инструментам. Включалась в борьбу с инфляцией, правительство уменьшает предложение денег на отрезке ВС и бодивается оптимальный уровень цен Р=Р в точке С, но Y = Y

В конечном итоге, последовательно переключаясь с бюджетного на денежное регулирование, т.е. осуществляя своеобразное «разделение труда» между инструментами, предложенное Р. Манделлом, правительство одновременно достигает оптимальных значений обеих целей Y=Y1 и Р=Р путем оптимальной политики (М=М и G=G), т.е. экономика достигает оптимального положения.

Рыночная экономика, являющаяся объектом регулирования, обладает определеной инерциональностью, экономические процессы не совершаются мгновенно и требуют затраты, как ресурсов, так и времени. Поэтому в ходе реализации экономической политики неизбежно возникает эффект запаздывания, отделяющий изменение цели от изменений инструмента.

1.3. Концепция целевой функции

Формирование действенной экономической политики невозможно без концепции целевой функции, под которой понимают ее экономическое содержание и структуру, методы формирования и определения оптимальных уровней целей.

Возникает принципиальный вопрос следует ли правительству стремиться к одновременому достижению нескольких целей или лучше определить приоритеты и разместить цели по их степени и важности.

Во-первых в рыночном хозяйстве регулирующий потенциал государства ограничен. Даже в благополучной экономике для достижения сразу нескольких маштабных целей у него может не хватать средств. Если иметь в виду необходимость строгого соблюдения неравенства Тинбергена, то самое разумное - это четко выделить цели по их важности, построить целевую функцию предпочтений.

Во-вторых, большинство регуляторов, имеющихся в распоряжении государства, оказывает противоречивое воздействие на элементы целевой функции. Так, меры государства, направляемые на стабилизацию инфляяционного процесса, приводят к ухудшению ситуации на рынке труда, ограничение денежной массы, способствующие торможению инфляции, вызывает увеличение процентных ставок и замеделение роста производства.

Политика латания дыр всегда строиться на основе принципа очередности.

Безусловно, государство поступит целесообразно, если разметит свои предпочтения. Допустим, выберет инфляцию и будет добиваться решения этой проблемы, параллельно включая политические амортизаторы, чтобы негативные последствия антиинфляционного регулирования ощущались на рынке труда как можно слабее.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Основным нормативным актом является «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности в 1991 году создан Антимонопольный комитет РФ.

Основные направления демополизации

и содействия развитию конкуренции

в Российской Федерации

1. Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

2. Контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %)

3. Предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»