Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Государственный долг РФ

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Уральская академия труда и социальных отношений

Контрольная работа

по дисциплине “Финансы”

Тема: Государственный кредит: функции и формы

Выполнил: студентка ФЗ 104

Кирьянова Ю.В.

Проверил:

Челябинск 1999

I. История государственного кредита России

К

редитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задол-женности возросла в период русско-японской войны и ре-волюции, а затем стабилизировалась.

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы го-сударства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источни-ков доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со сти-хийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долго-срочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенно-го бюджета.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетен-ции царя и министерства финансов. Однако после созыва Госу-дарственной Думы она получила право утверждать каждый кон-кретный заем. Время и условия займа по-прежнему определя-лись по решению правительства.

По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделя-лись на 3 категории:

• краткосрочные;

• долгосрочные;

• бессрочные;

Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивал-ся законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпус-ка не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по крат-косрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра бы-ли расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосроч-ных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Госу-дарственное казначейство и частные лица имели право учиты-вать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался вы-пуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номи-нальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного по-купателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого эконо-мического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутрен-них иностранцев не существовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:

“При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по госу-дарственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодатели заранее пресека-ли соблазн нарушить одно из основных правил рынка — пла-тить вовремя и полностью.

Российское правительство в результате длительных и кро-вопролитных усилий сумело создать репутацию надежного за-емщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупот-ребляя своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с раз-ными целями, и далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономиче-ской политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить долги своим и иностранным гражда-нам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.

II. Современная ситуация на рынке государственного кредита

Определение. Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полу-ченным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям представляет собой государственный долг.

В зависимости от рынка размещения, валюты и других ха-рактеристик государственный долг делится на внешний и внут-ренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещен-ные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминиро-ванные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Внутренний государственный долг регулируется законом “О государственном долге Российской Федерации”

II.1 Рынок внутреннего кредита Российской Федерации.

На сегодняшний день существуют 3 основные формы по-крытия государственного долга:

1) Добровольный, рыночный кредит — размещение ценных бумаг на свободном (или почти свобод-ном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберега-тельного займа (ОСЗ). Общий объем государст-венного долга по этим бумагам на 1.01.1996 со-ставлял чуть более 80 трлн. руб., а объем чистого долга, т.е. без бумаг в портфеле ЦБ, можно оце-нить в 70 трлн. руб.;

2) Вынужденный квазирыночный кредит — ры-ночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка. Величина квазирыночного долга на 1.01.1996 составляла около 50 трлн. руб.;

3) Дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину. Остаток такого кредита на начало 1996г. достигал 60 трлн. руб.

Таким образом, из приблизительно 180 трлн. руб. государ-ственного долга на 1.01.1996 лишь менее 40% (до 70 трлн. руб.) действительно по всем параметрам отвечают формальным кри-териям цивилизованности. Менее 30% приходится на принуди-тельный и несколько более 30% — на административный кре-дит.

За балансом при таком подсчете остается неучтенный, но фактически существующий, долг бюджета разным экономиче-ским субъектам по невыполненным обязательствам. Это — принудительный, нерыночный кредит. На федеральном уровне он составляет 10-15 % учтенного государственного долга.

В итоге на начало 1996 года внутренний государственный долг (ГД) продолжал иметь преимущественно нецивилизован-ный фасад, а сам рынок государственных ценных бумаг соот-ветствует внешним критериям цивилизованности примерно на 60%.

Оценка емкости рынка государственных долговых обязательств

Официальные подходы и оценки емкости рынка государст-венных долговых обязательств, если таковые существуют, не опубликованы ни в каких источниках.

Поэтому, при оценке емкости рынка возможны два принци-пиальных подхода. Первый направлен на получение абсолют-ных, второй — относительных (индикативных) оценок емкости рынка.

Абсолютные оценки могут быть получены на базе анализа состояния и динамики следующих экономических параметров:

 Доходов субъектов экономики, в итоге агреги-руемых в ВВП;

 Ликвидности субъектов экономики, получаю-щей обобщенное выражение в денежных агрега-тах, или, как вариант, в ресурсах кредитной сис-темы.

Относительные оценки, призванные дать представление об использованных и резервных возможностях рынка, могут бази-роваться на состоянии следующих показателей:

 Величины и динамики относительной доходно-сти рыночных инструментов государственного долга. Базовыми для исчисления показателей от-носительной доходности инструментов ГД долж-ны выступать

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»