Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Государственый долг РФ

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Тема: Государственный долг РФ

I. История государственного долга России

К

редитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На гра-фике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженно-сти возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во вто-рой половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выку-пало в казну частные линии.

Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюд-жет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (нало-ги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, веде-ние войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюд-жета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:

• краткосрочные;

• долгосрочные;

• бессрочные;

Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязатель-ствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначей-ство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты счита-лись в виде дисконта.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обя-зательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инст-румента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупа-ло облигации на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентирова-лись на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский ры-нок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на по-купку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:

“При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обяза-тельствам.” Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — пла-тить вовремя и полностью.

Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репу-тацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государст-венным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной эконо-мической политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России за-ложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.

II. Современная ситуация на рынке государственного долга

Определение. Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государст-венным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям представ-ляет собой государственный долг.

В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финан-совых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задол-женности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Внутренний государственный долг регулирует-ся законом “О государственном долге Российской Федерации”

II.1 Рынок внутреннего долга Российской Федерации.

На сегодняшний день существуют 3 основные формы покрытия государственного долга:

1) Добровольный, рыночный кредит — размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принад-лежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ). Общий объем государст-венного долга по этим бумагам на 1.01.1996 составлял чуть более 80 трлн. руб., а объем чистого долга, т.е. без бумаг в портфеле ЦБ, можно оценить в 70 трлн. руб.;

2) Вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформление фактического госу-дарственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государствен-ных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка. Величина ква-зирыночного долга на 1.01.1996 составляла около 50 трлн. руб.;

3) Дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину. Остаток такого кредита на на-чало 1996г. достигал 60 трлн. руб.

Таким образом, из приблизительно 180 трлн. руб. государственного долга на 1.01.1996 лишь менее 40% (до 70 трлн. руб.) действительно по всем параметрам отвечают формальным критериям цивилизован-ности. Менее 30% приходится на принудительный и несколько более 30% — на административный кре-дит.

За балансом при таком подсчете остается неучтенный, но фактически существующий, долг бюджета разным экономическим субъектам по невыполненным обязательствам. Это — принудительный, нерыноч-ный кредит. На федеральном уровне он составляет 10-15 % учтенного государственного долга.

В итоге на начало 1996 года внутренний государственный долг (ГД) продолжал иметь преимущест-венно нецивилизованный фасад, а сам рынок государственных ценных бумаг соответствует внешним кри-териям цивилизованности примерно на 60%.

Оценка емкости рынка государственных долговых обязательств

Официальные подходы и оценки емкости рынка государственных долговых обязательств, если тако-вые существуют, не опубликованы ни в каких источниках.

Поэтому, при оценке емкости рынка возможны два принципиальных подхода. Первый направлен на получение абсолютных, второй — относительных (индикативных) оценок емкости рынка.

Абсолютные оценки могут быть получены на базе анализа состояния и динамики следующих эконо-мических параметров:

 Доходов субъектов экономики, в итоге агрегируемых в ВВП;

 Ликвидности субъектов экономики, получающей обобщенное выражение в денежных агрегатах, или, как вариант, в ресурсах кредитной системы.

Относительные оценки, призванные дать представление об использованных и резервных возможно-стях рынка, могут базироваться на состоянии следующих показателей:

 Величины и динамики относительной доходности рыночных инструментов государ-ственного долга. Базовыми для исчисления показателей относительной доходности инструментов ГД должны выступать уровень рационально ожидаемой инфляции, а также уровень ставок по кредитным и депозитным операциям со сроком, аналогич-ным периоду обращения инструментов ГД;

 Динамики коэффициента прироста государственного долга к приросту объема заим-ствований: КПД= (К-В)/К, где КПД — коэффициент прироста долга; К — объем за-имствований, брутто; В — объем средств, возвращенных кредиторам (таким образом, разница К-В представляет собой объем нетто-заимствований);

 Динамики портфеля Банка России в общем объеме ГД.

Относительные

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»