Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Государство в рыночной экономике

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Содержание:

1. Исторический рост государственного влияния на развитие рыночной экономики.

2. Функции государства в экономике.

3. Распределение государственных функций между тремя ступенями власти: федеральным правительством, краевым (областным) управлением) и городским (районным).

4. Задача.

Исторический рост государственного влияния на развитие рыночной экономики.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовала экономическая доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С расширением рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, негативно оценивавшего государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число поклонников.

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Однако из центральных в учении А. Смита стала идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее государством. Лучший вариант для государства – придерживаться политики Laisser faire (невмешательство государства). Поскольку главным координатором по А. Смиту, выступает рынок, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Последователей А. Смита относят к так называемой классической школе. Они полагали, что, чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, т.е. тем лучше для экономики. Хотя классическая концепция и связана с именами А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Сэя, Д. Милля и других, она вовсе не является достоянием истории. Современные неоклассические концепции (монетаризм, теория рациональных ожиданий) выводятся именно из классических воззрений на рыночную экономику.

Возврату интереса к классическим концепциям, характерному для последних десятилетий, предшествовал, период, в который было теоретически осознано и практически подтверждено, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы.

Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» была опубликована в 1936 г. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсинской революции», вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Влияние кейнсинских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Дж. Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории – макроэкономики. Введенный им инструментарий лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно совершенствуясь, успешно служит целям этого анализа. За прошедший период в сфере макроанализа выдвинуто немало новых теорий, в том числе и критикующие воззрения Кейнса. Немало, впрочем, и тех, которые лежат в русле кейнсианских идей.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Дж. Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний.

Начиная со второй половины 70-х годов активно стало обсуждаться негативное влияние этой политики на производство (предложение). Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма и теории предложения. В них обосновалась идея, что и на макроэкономическом уровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискально-бюджетную политику, сколько его забота о создании финансовых условий для нормального функционирования рынка. Иначе говоря, предлагались меры косвенного воздействия на основе разумной денежно-кредитной политики.

Функции государства в экономике.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных курсов.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

1. создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;

2. стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;

3. социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;

4. обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»