←предыдущая следующая→
1 2 3
АЗОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ЗАПОРОЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Кафедра экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ “МАКРОЭКОНОМИКА”
на тему: “Дефицит государственного бюджета и его социально-экономические причины в Украине”
студента 204 группы факультета управления
Линцова Игоря Васильевича
Научный руководитель
Кандидат экономических наук
Несторенко Татьяна Петровна
Бердянск
2000
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………3
1. Основные положения в бюджетной политике ……………….................4
1.1. Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита. ……….....4
1.2. Концептуальные подходы к бюджету ……..................................8
1.3 Факторы роста бюджетного дефицита..........................................12
2. Практика бюджетных отношений в Украине ………………………….....14
2.1 Макроэкономические факторы дефицита бюджета в
Украине …………………………………………………………………...15
2.2 Возможности выхода из создавшейся ситуации…………………29
Выводы …………………………………………………………………………31
Перечень ссылок ………………………………………………………………32
Приложения ……………………………………………………………………33
Введение.
В существующей экономической ситуации в Украине существуют явле-ния, которые объясняются “переходным возрастом” нашей экономики. К та-ким явлениям некоторые ученые-экономисты относят и дефицит бюджета.
В курсовой работе рассмотрена эта проблема. После введения необхо-димых определений сравниваются несколько различных подходов к составле-нию бюджета и его использованию, затем рассматриваются количественные параметры дефицита.
Целями этой работы было:
• детальное рассмотрение теоретических аспектов проблемы;
• анализ ситуации в Украине;
• освоение и обработка научной базы, относительно расчетов бюджет-ного дефицита и факторов, на него влияющих.
Никто не будет отрицать актуальность этой темы. Ведь сейчас практи-чески, ни больше не меньше — решается судьба будущих поколений в Ук-раине.
При взвешенном подходе дефицит сможет стимулировать общественное производство и, в конечном итоге, помочь экономике выйти из существующего кризиса.
Наоборот, игнорирование объективных экономических законов навер-няка приведет к непосильному грузу в виде огромного государственного долга, ложащегося на плечи всего украинского народа.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ
1.1 Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на региональном и местном уровнях с государственными, акцио-нерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по по-воду формирования и использования централизованного фонда денежных ре-сурсов. для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредото-чение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему го-сударства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и прин-ципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройст-вом.
Региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение опреде-ленную часть перераспределяемого национального дохода, которая направля-ется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
Бюджетная система Украины состоит из трех звеньев:
Госбюджет Украины;
Региональные бюджеты. К ним относятся областные бюджеты, бюджет автономной республики Крым, городские бюджеты Киева и Севасто-поля;
Местные бюджеты.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финан-совой политики государства, цели которой обуславливаются его экономиче-ской политикой. При этом значение государственного финансового регулиро-вания через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осущест-вляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усили-ваться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частич-ное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уров-ней.
Государственный бюджет Украины является основным финансовым планом государства, утверждаемым Верховной Радой Украины и одобряется и имеющим статус закона. Через этот бюджет мобилизуются финансовые ресур-сы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей Украины. Кроме того, за счет средств государственного бюджета покрываются такие затраты, как со-держание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государ-ственных запасов , резервов и др.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной класси-фикации, в которой выделяются целевые направления государственной дея-тельности, вытекающие из основных функций государства.
В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребно-стей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделе-ния финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из государственного бюджета. Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность эко-номического анализа государственных расходов.
Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. по на-правлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капи-тальные вложения в основные фонды , выплату субсидий предприятиям и на-селению и т.д.
Среди расходов государственного бюджета особое место занимают за-траты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покры-тия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий или другого государ-ства или у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств, и различные займы (Национально-го банка, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)
В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер.
Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.
Ведущее место среди налоговых доходов государственного бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов.
Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были : от приватиза-ции , внешнеэкономической деятельности, реализации государственных запа-сов. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только государственного, но и региональных и местных бюджетов.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название за-крепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.
Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.
Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на фи-нансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.
Министерство финансов Украины как государственный орган исполни-тельной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.
Обеспечивая исполнение государственного бюджета, Минфин осущест-вляет контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяе-мых
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|