Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Европейский социалистический утопизм

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Промышленный класс должен свободно распоряжаться своей собственностью, так как это стимулирует его к рациональной организации произ-водства.

Последние годы жизни.

В 1810-1812 годах Сен-Симон испытывал особую нужду. Ему пришлось продать всё, что у него было, даже одежду. Он питался одним хлебом и водой, чем труднее ему было, тем больше он работал.

В 20-ые годы его положение несколько улучши-лось. У Сен-Симона появились ученики и продолжа-тели, он привлёк внимание людей, к которым была обращена его теория – банкиров, промышленников, купцов. Его сочинения приобрели некоторую извест-ность. Богатые последователи дали ему возможность спокойно работать, не думая об обеспечении своей жизни.

Тем не менее общество в целом игнорировало его идеи и не поддерживало их. В 1823 году Сен-Симон совершил попытку самоубийства. Но только оправив-шись от ранения, он с новыми силами продолжает свою работу. Сен-Симон умер в мае 1825 года.

Фурье.

Франсуа Мари Шарль Фурье родился в 1772 году в Безансоне. Его отец, состоятельный купец, умер, когда мальчику было 9 лет. Фурье был единственным сыном в семье, поэтому должен был унаследовать часть состояния и дело отца. Но Фурье довольно рано вступил в конфликт с семьёй и средой, в ко-торой жил.

Образование Фурье получил в иезуитском коллед-же Безансона. После колледжа он пытался поступить в военно-инженерную школу, но это ему не удалось. В дальнейшем ему пришлось получать новые знания из книг. Недостаток образования в дальнейшем ска-зался на его сочинениях.

После продолжительных споров 18-ти летний Фу-рье уступил настоянию семьи и начал службу учени-ком в большом торговом доме Лиона. Он провёл большую часть всей своей жизни в этом городе. Из наблюдений за общественными отношениями в Лионе в основном образовались его социально-экономические взгляды. Ему по делам фирмы пришлось совершать поездки в Париж, Руан, Бордо, Марсель. В 1792 го-ду Фурье получил свою долю наследства и открыл в Лионе собственное дело.

Молодость Шарля Фурье прошла в годы революции. 1793 год перевернул всю жизнь купца. Во время восстания Лиона против якобинского Конвента Фурье находился среди восставших, а после капитуляции оказался в тюрьме. Он потерял всё своё имущество. После освобождения из тюрьмы Фурье уехал в Безан-сон. Вскоре он вступил в революционную армию и служил там полтора года. После армии Фурье нанял-ся коммивояжером в торговую фирму, а потом стал в Лионе торговым маклером. В это время ему пришлось много ездить по Франции, наблюдать экономическую и политическую жизнь Директории и Консульства. На верхних ступенях социальной лестницы оказались армейские поставщики, спекулянты, биржевики, бан-киры.

К началу нового века Фурье пришёл к выводу, что его предназначение – стать социальным рефор-матором. Причиной такого решения стали его рас-суждения о некоторых нелепостях в экономике, сви-детелем которых он стал.

Основные работы Фурье.

В декабре 1803 года Фурье опубликовал в лион-ской газете статью «Всеобщая гармония», где крат-ко изложил некоторые свои социальные идеи. Более полно его идеи были изложены в книге 1808 года «Теория четырёх движений и всеобщих судеб». В этой книге содержится его план преобразования буржуазного общества. В ней Фурье писал: «... что может быть более несовершенного, чем этот строй цивилизации... что может быть более сомнительно-го, чем его необходимость и увековечение его на будущее?... Социетарный порядок... придёт на сме-ну бессвязности строя цивилизаций...» В 1822 году Фурье издаёт сочинение «Трактат о домашней и зем-ледельческой ассоциации». В 1835-36 годах вышла ещё одна большая книга «Ложная промышленность, раздробленная, отталкивающая, лживая, и противо-ядие – промышленность естественная, согласная, привлекательная, истинная, дающая учетверённый продукт».

Взгляды Фурье.

Фаланстер.

Нет ничего менее страшного, чем фаланстер – он нисколько не похож на «Город солнца» Кампанеллы», «Утопию» Мора». По внешнему виду и внутреннему устройству - это большая гостиница на 1500 чело-век со всеми соответствующими помещениями (сало-ны, читальные залы), которым Фурье уделяет очень много внимания. В фаланстере есть комнаты и стол пяти классов, даже бесплатные. Т. е. он представ-ляет собой комбинацию народной гостиницы с отелем первого разряда.

В фаланстере объединены все люди под одну кры-шу и за одним столом, что является постоянной и нормальной формой существования. Фурье считал та-кой способ существования необходимым условием в своей системе, видел в этом решение всех социаль-ных вопросов. Он сначала создаёт благоприятную среду для нового общества, а потом всё остальное.

Жизнь всех людей под одной крышей с экономиче-ской точки зрения приносит максимум комфорта при минимуме расходов, заменяет трудное семейное хо-зяйство коллективными службами со всеми необходи-мыми условиями существования. С социальной точки зрения это уничтожает ненависть между людьми раз-ного положения, делает жизнь более интересной.

Такое устройство нового общества выгодно с ма-териальной точки зрения, но выгода с моральной и социальной – несколько сомнительна. Вряд ли бед-ные от общения с богатыми станут вежливее и учти-вее, а богатые – счастливее.

В фаланстере личные услуги со стороны слуг за-меняются коллективными, домашний способ выполне-ния хозяйственных работ заменяется промышленным.

Кооперация.

Если посмотреть на внутренне устройство фалан-стера можно увидеть, что это кооперативная гости-ница, т. е. она принадлежит определённой ассоциа-ции и принимает только её членов. Таким образом, фаланга – это кооперативное общество, не только потребительское, но и производительное. Для вы-полнения производительной функции около жилища есть 400 га земли с сельскохозяйственными по-стройками и другими промышленными зданиями, пред-назначенными для удовлетворения различных нужд обитателей фаланстера. Если фаланге чего-либо не хватает, она вступает в обмен с другими фаланга-ми. В новом обществе Фурье существует частная собственность, но она принимает вид акционерной собственности. Дивиденды распределяются между всеми членами общества.

Целью кооперативной производительной ассоциа-ции Фурье считает преобразование наёмного труда в ассоциированный. Это превращение единственный способ сделать труд одновременно производительным и привлекательным. Рабочий будет участником в прибылях не только в силу своего труда, но и в силу своего капитала, потому что он акционер. Но он может участвовать не только в прибылях, но и в администрации и дирекции в качестве акционера или избранного директора. Кроме того, рабочие могут получать выгоды в дирекции фаланги, как члены по-требительского общества.

Вся эта система кажется очень сложной машиной. Но в намерения Фурье входило как раз соединение интересов рабочих, потребителей и капиталистов в сложную систему, чтобы нельзя было распутать этот узел, и все эти противоположные интересы каждый соединял бы в себе.

Такая программа не уничтожает собственность, а, наоборот, уничтожает наёмный труд путём всеоб-щей собственности; стремится объединить противо-положные интересы капиталиста и рабочего, произ-водителя и потребителя посредством соединения этих интересов в одной личности.

Возврат к земле.

Возврат к земле Фурье представляет себе в двух направлениях.

Во-первых, население крупных городов расселя-ется по фаланстерам, маленьким городкам из 1600 жителей, по 400 семей. Их будут строить в из-бранной местности, «В местности, снабжённой кра-сивой речкой, перерезанной холмиками, окаймлённой лесом и годной под разные культуры».

Во-вторых, сводится до минимума промышленный труд, машинизм, крупная фабричная промышленность. Фурье вполне терпимо относился к капитализму, но ненавидел индустрианализм. По его мнению, возврат к земле предполагает преобладающую роль сельско-хозяйственного производства. Но это не сельское хозяйство, которое существовало в его время. Для Фурье привлекательным является садоводство, пче-ловодство, птицеводство и т. д. И это будет почти единственным занятием жителей фаланстера.

Привлекательный труд.

Привлекательный труд основа всей системы Фу-рье. Он говорил, что в современном ему обществе труд был проклятием, человек работал под угрозой трёх стимулов: принуждение, нищета, интерес. Фу-рье же хотел, чтобы человек работал ради собст-венного удовольствия, шёл на работу, как на праздник. Он утверждал, что это возможно, если каждому будет обеспечен минимум средств для суще-ствования, при этом, труд утратит принудительный характер. Если каждый сможет выбирать себе работу по интересам и способностям. Если труд разнообра-зится и стимулируется соревнованиями, производит-ся в приятной обстановке. Именно с этой целью бы-ла разработана система Фурье.

Последние годы жизни.

Фурье был вынужден зарабатывать себе на жизнь службой в конторах Парижа и Лиона. Только в 1828 году он смог больше не беспокоиться о своем со-держании благодаря поддержке друзей и последова-телей. Он отправился в Безансон, где посвятил се-бя работе над книгами.

Последние годы жизни Фурье провёл в Париже, продолжая упорно работать. Выпустил большое число статей, книгу, писал статьи, которые были выпуще-ны уже после его смерти. После 1830 года у него существовало значительное число учеников, но он с ними почти не общался. У него был очень трудный характер, не многие могли его выдерживать

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»