Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Европейский социалистический утопизм

←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Скачать реферат


выдерживать, поэто-му последние годы Фурье провёл в почти полном одиночестве. Шарль Фурье умер в 1837 году в Пари-же.

Оуэн.

Роберт Оуэн родился в 1771 году в Англии. Уто-пический социализм в Англии по сравнению с Фран-цией имел некоторые особенности. Он развивался, как более радикальное движение, которое не прини-мало частную собственность в любом виде. Англий-ский утопический социализм был свободен от роман-тики и религиозной формы. Среди всех социалистов Оуэн представляется чрезвычайно оригинальной и даже единственной фигурой. Он был крупным фабри-кантом и одним из князей индустрии своего време-ни.

Основные работы Оуэна.

Взгляды Оуэна были изложены во многих его ра-ботах, самые основные из них: «Об образовании че-ловеческого характера» (1813-1814), «Доклад граф-ству Ленарк» (1820), «Замечания о влиянии промыш-ленной системы» (1815), «Изложение рациональной системы общества» (1830), «Книга о новом нравст-венном мире» (1836-1844).

Взгляды Оуэна.

Критика капитализма.

Р. Оуэн, выступив с критикой капитализма, ха-рактеризовал его как неразумную систему, как хао-тический, разобщённый, противоречивый строй, ко-торый порождает бедных, невежество, распри и вой-ны. Оуэн считал капитализм антинародным строем, враждебным интересам трудящихся. Худшими явления-ми капитализма Оуэн считал частную собственность, религию и брак на основе собственности, охраняе-мой религией. «Частная собственность, – писал Оу-эн, – была и есть причина бесчисленных преступле-ний и бедствий, испытываемых человеком... она причиняет неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам».

Р. Оуэн был убеждён в неизбежной смене капита-лизма новым обществом. Он стремился к переходу к новому обществу путём законодательных мер и про-свещения.

Создание социальной среды.

Создание социальной среды – основная идея Оу-эна. Можно сказать, что он был отцом современной этиологии, т. е. подчинения человека среде. Чело-век по природе не хорош и не плох, он то, что де-лает из него среда. Если в настоящее время чело-век плох, то это произошло потому, что плох эко-номический и общественный строй. С другой стороны Оуэн не придавал никакого значения естественной среде, он видел только социальную. Оуэн исключал всякое религиозное влияние, особенно христианст-во. Именно поэтому идеи Оуэна не нашли поддержки в английском обществе.

Именно Оуэн был автором идеи о красивой и ком-фортной обстановке для труда. Он провозглашал фи-зический труд источником богатства.

Уничтожение прибыли.

Для того, чтобы изменить экономическую среду, надо, прежде всего, уничтожить прибыль. Стремле-ние к прибыли – это главное зло, которое привело к падению человеческого рода. По мнению Оуэна, прибыль по своему определению – несправедливость, т. к. она является плюсом к цене продукта, а про-дукты должны продаваться за такую цену, какую они стоили. Кроме того, считал Оуэн, прибыль является постоянной опасностью, причиной экономических кризисов перепроизводства. Из-за прибыли рабочий не может купить продукт своего труда, значит, по-требить эквивалент того, что он произвёл. Продукт сразу после производства повышается в цене, ста-новится недоступным для создавшего его человека, т. к. тот может предложить за него только цен-ность, равную его труду.

Орудием прибыли являются деньги, денежные зна-ки, с их помощью она реализуется. Благодаря день-гам становится возможна продажа товара по цене, выше чем его стоимость. Значит, надо уничтожить деньги и заменить их бонами труда. Бона будет ис-тинным знаком ценности, т. к. если труд – причина и субстанция ценности, то вполне естественно, что он будет её мерилом.

Сколько часов труда будет затрачено на произ-водство продукта, столько бон труда получит его производитель, когда захочет его продать, – ни больше, ни меньше. Столько же должен будет дать потребитель, когда захочет его купить. Таким об-разом, прибыль будет уничтожена.

Р. Оуэн сделал попытку создания в Лондоне Бир-жи обмена труда. Это было кооперативное общество со складом, куда мог прийти каждый член общества с продуктом своего труда и получить за него цену в бонах труда. Эти продукты становились товарами, хранились на складе с указанной на них ценой и отдавались тем членам общества, которые хотели их купить. Любой рабочий, затративший на производст-во своего продукта 10 часов, мог получить здесь любой товар, стоящий столько же часов труда. Та-ким образом, он получал точный эквивалент своего труда, прибыль была изгнана. А промышленник или торговец был вытеснен благодаря непосредственной связи между производителем и потребителем. Этот эксперимент не удался.

Оуэн не оставил школы, но у него, всё-таки, было несколько учеников, которые стремились к реализации на практике его теорий. Его учение яв-ляется одним из источников научного коммунизма.

Список литературы.

1. Аникин А. В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М., Полит-издат, 1971. - 382с.

2. История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов/Рындина М. Н., Василевский Е. Г., Голосов В. В. и др. – М., Высшая шко-ла, 1983г. – 559 с.

3. Жид Ш., Рист Ш. История экономических уче-ний: Перевод с фр. – М., Экономика, 1995. – 544 с.


←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»