Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Занятность населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


северо-западного района (4,2%).

Сохранение высокой безработицы, особенно среди отдельных групп на-селения (длительно безработные, молодежь) вынуждает пра¬вительства промыш-ленно развитых стран наращивать государствен¬ной финансирование на рынке труда. По сравнению с 1990 - 1991 гг. Удельный вес расходов на проведение по-литики занятости в ВВП увеличился (%): в Великобритании - с 1,6 до 2,2, в Швейцарии - с 0,3 до 1,9, в Португалии - с 1,1 до 2, в Испании - с 3,2 до 3,6, Нор¬вегии - с 2,2 до 2,9, во Франции - с 2,6 до 3,3, в Германии - с 2,1 до 3,8, в Японии - с 0,3 до 0,4. В 1994-1995 гг. Лишь страны, в ко¬торых произошло значительное снижение уровня безработицы, могли позволить себе сократить расходы на про-граммы занятости, и то прежде всего за счет сокращения выплат пособий по без-работице. Так, в США доля финансирования таких программ по сравнению с 1990 - 1991 гг. снизилась с 0,73% до 0,69% ВВП, в Канаде - с 2,45 до 2,20.

В подавляющем большинстве промышленно развитых стран основные усилия направлялись на осуществление программ пере¬подготовки и переквали-фикации безработных. Они составляют в среднем 30-60% всех расходов на про-ведение активных мероприятий на рынке труда. На второе место вышли расходы на поддержание занятости среди молодежи. И наконец, в отдельных странах (Нидерланды, Люксембург, Германия) значительных размеров дос¬тигает финан-сирование программ помощи в трудоустройстве инва¬лидов.

Имеющиеся прогнозы свидетельствуют о том, что в 1996 - 1997 гг. воз-можно лишь незначительное улучшение на рынке труда. Замедление темпов рос-та занятости до 1,1% при сохранении ста¬бильных темпов роста экономически активного населения (0,9%) позволит снизить уровень безработицы не более чем на 0,2%. Таким образом, проблема недоиспользования трудовых ресурсов в про¬мышленно развитых странах сохранит свою остроту.

4. БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯ-ТОСТИ.

Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешних ус-ловиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер госу-дарственного регулирования, предотвра¬щающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Нема¬ловажно при этом опираться на мировой опыт регули-рования безра¬ботицы, изложенный выше.

Вот наиболее важные меры такого рода:

I. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирова-ния перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабо-чую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

II. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фак-тическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования госу¬дарством зарплаты дополнитель-но нанятых рабочих. Пред¬приятия, расширяющие занятость по отно-шению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кре-дит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

III. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет сниже-ния установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб пере¬подготовки кадров и повыше-ния квалификации.

IV. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на по¬лучение прибыли, а связанных с работой в интересах об¬щества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

V. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работо-датели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост зара-ботной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потра¬ченные на заработную плату, и направлять его на субсиди¬рование занятости.

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эф¬фект. Но увеличение капиталь-ных вложений означает создание новых рабочих мест.

Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе на-ходится 1-2 предприятия, будет осуществляться через сти¬мулирование инвести-ций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структур-ных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация се-годня будет большим плюсом в регули¬ровании рынка труда.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-пер¬вых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в буду-щем.

Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством до¬полнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредито¬валась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не пре¬вышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.

В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без проду-манного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

За последние два года безработица приобрела вид крупного макроэко-номического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития эко-номики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в об-ласти занятости, которая способст¬вовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недо¬оценена.

В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регу-лированию рынка труда. Россия нуждается в особом, ком¬плексном подходе. Се-годня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и пре¬вентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть без¬работицу.

Похоже, что еще несколько лет нам придется мириться с вы¬соким уров-нем безработицы. Сегодня основная цель - снизить без¬работицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.

Парадоксально, но до сих пор ни одна политическая партия, ни один влиятельный политик не высказали вообще ни одной точки зрения по столь ак-туальной проблеме. Это всерьез заставляет усом¬ниться в компетентности рос-сийских властных структур и их реаль¬ного желания вывести экономику из спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безра¬ботицы явля-ется ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно на-ладить эффективную деятельность эконо¬мики. Особенно остро проблема безра-ботицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономи-ки России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив про-мышлен¬ность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасе-ния. Но положение отчасти поменялось с приня¬тием “Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г.”, в которой упор дела-ется на совершенствова¬ние рыночных механизмов регулирования занятости.

Будем надеяться, что данный нормативный акт не станет простой порчей бумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для эко-номического возрождения России.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1) “Экономикс” Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю, Москва, 1995 г.

2) “Общая экономическая теория” В.И. Ведяпин, Москва, 1995 г.

3) “Рынок труда: занятость и безработица” Никифорова А.А., Мо¬сква, 1991 г.

4) “Общая теория занятости, процента и денег” Кейнс Дж.-М, Мо¬сква, 1993 г.

5) Коммерсантъ-дэйли, 1997 г., 12 марта №2

6) Коммерсантъ-дэйли, 1997 г., 8 февраля №7

7) Вестник Московского Университета, серия 5 - География, 1997 г., №1

8) Вопросы экономики, 1997 г., №2

9) Страховое дело, 1996 г., №11

10) Известия, 1996 г., 15 мая, №28

11) Известия, 1996 г., 21 марта, №53

12) Финансовые известия, 1996г., 7 марта, №25

7. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Безработица в странах ОЭСР .

Таблица №1 Уровень безработицы, %.

Таблица №2 Численность безработных, млн. человек.

Таблица №3 Численность безработных в России .

1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.

Общая численность безра¬ботных (млн. человек) 3587,8 3954,3 5433,3 6410,4

из них (%):

cтуденты, учащиеся, пен¬сионеры 19,7 14,1 9,7 8,1

женщины 49,5 48,2 46,2 45,8

лица, проживающие в сель¬ской местности 16,6 16,8 18,4 20,8

Численность безработных, заре-гистрированных в гос. службе занятости (млн. че¬ловек) 577,7 835,5 1636,8 2327,0

из них (%):

женщины 72,2 67,9 64,2 62,5

лица, проживающие в сель¬ской местности 17,6 25,1 27,2 28,9

Отношение безработных зареги-стрированных в гос. службе за-нятости к общей численности безработных. 16

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»