Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Медицина /

Алкоголизм как форма проявления девиантного проявления

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Содержание.

1. Проблемы алкоголизма.

2. Особенности детского алкоголизма.

3. Причины и последствия детского алкоголизма.

4. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных на-пит¬ков.

1.Проблема алкоголизма.

Детский алкоголизм является сегодня одной из серь-езнейших социаль¬но-педагогических проблем. Эта про-блема имеет глубокие культурные, политические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необ-ходимо знать историю этой проблемы.

Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта – продукта брожения различных растительных веществ – привлекло за собой распространение и употребление этого вещест-ва.

Изобретение водки относятся к 6 веку, и оно припи-сывается монахам-бенедектинцам, которые распростра-нили этот напиток во всей системе существующих мона-стырей.

На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.

Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреж-дению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием, ни жестокие постановления Стогла-вого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной не привели ни к исчезновению спиртных на-питков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголиза-ции населения.

Этому способствовал ряд причин. Во-первых, пьянст-во как социальное явление отвлекает народ от сущест-вующих в обществе проблем.

Во-вторых, торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей про-мышленности и экспорта любой страны.

Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет. Согласно данным Всемирной органи-зации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению ге-нофонда нации, так как детей с психическими и физиче-скими отклонениями от нормы при таком положении ро-ждается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привы-кание к спиртному детей и подростков.

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальной позиции алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся па-тологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Начальная стадия развития алкоголизма, отличаю-щаяся особым болезненным состоянием человека, кото-рое развивается в результате неумеренного и системати-ческого употребления спиртных напитков, называется пьянством.

Особенность пьянства и алкоголизма как форм откло-няющегося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие соци-альные отклонения: преступность, правонарушения, со-циальный паразитизм, аморальное поведение, самоубий-ства.

2.Особенности детского алкоголизма.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребен-ком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

- быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма;

- злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом возрасте организм нахо-дится в стадии формирования и устойчивость цен-тральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

- принятие ребенком больших доз алкоголя. Это свя-зано с тем, что принятие алкоголя детьми не одоб-ряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;

- быстрое развитие запойного пьянства. Для подрост-ков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

- низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи ле-жит самая главная для подростков опасность алкоголиз-ма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

3.Причины и последствия детского алкоголизма.

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подрост-ков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех перио-дов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголи-зация детей носит неосознанный, непроизвольный харак-тер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время бере-менности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причи-нами являются две – педагогическая неграмотность ро-дителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводя-щие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляет-ся в существующих предрассудках и заблуждениях о це-лебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает проре-зывание зубов. Расплачиваются родители за свою негра-мотность алкогольным отравлением детей, которое мо-жет даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует ал-когольное окружение, которое составляют пьющие бли-жайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей харак-тера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родите-лей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в сред-ствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности лично-сти; самоутверждение. В этот период происходит форми-рование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нрав-ственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка. Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные семьи, когда отношения между чле-нами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенно-стью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутст-вует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алко-голизм своей семьи, переживая внутри свою неполно-ценность. Эти дети становятся социально изолированны-ми. Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков – усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом воз-расте считается символом мужественности, состоятель-ности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полез-ной деятельности и интереса к ней приводит его к упот-реблению спиртного как к форме самоутверждения, вле-кущей за собой пагубные последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подрост-ки, как правило, начинают употреблять спиртные напит-ки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расши-ряется число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алко-голизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность са-мооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»