Медицина /
ОМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНЗДРАВА РФ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: «Анатомия и физиология как науки, изучаю-щие структуры и функции человека»
Выполнила:
студентка группы Ф11(2)
Ельмеева Т. А.
Проверил преподаватель:
Путинцев Б. А.
Омск - 2004
Анатомия
Анатомия человека – наука. Изучающая форму и строение человече-ского организма в связи с его функциями, развитием и влиянием условий существования.
Свое название она получила от метода исследования – рассечение, или препарирования (греч. anatemno – рассекаю), который был сначала единст-венным, а затем главным в изучении строения тела. На современном этапе развития науки различают анатомию:
• систематическую, изучающую организм по системам (костная, мышечная, сердечнососудистая и т.п.);
• топографическую, рассматривающую на основе уже известных фактов систематической анатомии пространственные взаимоот-ношения структур в отдельных областях тела;
• пластическую, которая объясняет внешние формы и пропорции тела;
• возрастную, исследующую изменения в строении тела и его час-тей в процессе индивидуального развития организма;
• сравнительную, изучающую структурные преобразования сход-ных органов у разных животных;
• функциональную, рассматривающую структуры отдельных час-тей организма под углом зрения выполняемых ими функций.
В настоящее время в связи с развитием и успехами экспериментальной физиологии и патологии появилось экспериментальное направление и в ана-томии – экспериментальная морфология, изучающая структурные основы адаптации (adaptatia - приспособление) человеческого организма к изменяю-щимся условиям внешней среды (температурные колебания, гипокинезия, гиподинамия, вибрация, невесомость и т.д.).
В зависимости от метода исследования и уровня познания составляю-щих структур морфология подразделяется на анатомия, гистологию, цитоло-гию и эмбриологию.
Анатомия, как и другие морфологические науки, относится к фунда-ментальным наукам, изучающим закономерности строения живой материи на различных уровнях ее организации. Она вооружает учащихся знаниями о строении человека – объекта их будущей практической деятельности. Рас-крывая своеобразие структур человеческого тела, анатомия разъясняет зна-чение специфической приспособляемости к общественному труду, которая характеризует человека и, следовательно, способствует формированию мате-риалистического мировоззрения.
Вместе с тем анатомия закладывает фундамент для изучения других медико-биологических и клинических дисциплин: нормальной и патологиче-ской физиологии, патологической анатомии, хирургии, лечебной физической культуры, спортивной медицины и т.д. Знание нормального строения и функций органов и систем необходимо для глубокого понимания изменений, происходящих в организме больного человека, что в свою очередь является основой для успешной борьбы за здоровье человека.
Физиология
Физиология относится к биологическим дисциплинам. Она изучает функции живого организма, физиологических систем, органов, клеток и от-дельных клеточных структур, а также механизмы регуляции этих функций. Физиология рассматривает функции организма во взаимной связи и с учетом воздействия на них факторов внешней среды. Задача физиологии состоит в том, чтобы понять работу машины человеческого организма, определить зна-чение каждой его части, понять, как эти части связаны, как они взаимодейст-вуют и каким образом из их взаимодействия получается валовой результат – общая работа организма.
Физиология тесно связана с дисциплинами морфологического профиля – анатомией, цитологией, цитологией. Без знания морфологического строе-ния клеток, тканей. Органов и систем организма нельзя глубоко понять их функцию, структура и функция тесно связаны между собой, взаимно обу-славливают друг друга.
Важнейшее значение для физиологической науки имеют достижения физики и химии, так как все явления, происходящие в организме, связаны с материальными процессами и основаны на законах этих наук. Физиология изучает качественные особенности, отличающие живую природу от неживой. Физиология также опирается на общую биологию, эволюционное учение и эмбриологию. Это и понятно, так как для изучения жизнедеятельности любо-го организма необходимо знать историю его развития.
Физиология – это экспериментальная наука. Она располагает двумя основными методами – наблюдением и экспериментом (опытом). Наблюде-ние позволяет проследить за работой того или иного органа, например со-кращением сердца (как часто оно сокращается, какой отдел сокращается пер-вым и т.д.). Однако путем наблюдения нельзя ответить на вопросы, почему сердце сокращается, как регулируется его деятельность. Для этого необходим эксперимент.
Физиологический эксперимент в зависимости от целей и задач может быть острым и хроническим. Острые опыты имеют осуществляются в усло-виях вивисекции (живосечения) и позволяют изучить за короткий промежу-ток времени какую-то функцию. Острые опыты имеют рад недостатков: нар-коз, травма, кровопотеря могут извратить нормальное течение функций орга-низма. Вследствие этого острый эксперимент постепенно уступает место хроническому. Хронический эксперимент позволяет в течение длительного времени изучать функции организма в условиях нормального взаимодейст-вия его с окружающей средой.
Физиология и медицина неотделимы друг от друга. Для понимания на-рушений, которые происходят в патологии, необходимо знать нормальное течение жизненных процессов. Знание физиологии необходимо для распо-знавания заболевания, выбора и проведения правильного лечения, а также для разработки профилактических мероприятий
|
|