Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Медицина /

Возникновение медицины

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Оглавление.

Введение…………………………………………………………………….1

1. Становление человеческого общества 1

2. Магия, ее сущность, происхождение 8

3. Возникновение медицины и медицинской профессии 9

Заключение………………………………………………………………....11

Список литературы ………………………………………………………..11

Введение.

Возникновение медицины и медицинской профессии неразрывно связано со становлением человеческого общества и его развитием, что рассмотрено в первой части.

Магия являлась предшественником медицины и поэтому важно при рас-смотрении зарождения медицинской профессии затронуть сущность магии, этот вопрос освещен во второй части.

Для медицинского работника важно знать об истоках своей профессии для понимания ее важности и значимости. Третья часть.

1. Становление человеческого общества.

Изучение происхождения человека, зарождения и первоначального раз-вития его хозяйственной и общественной деятельности, материальной и духовной культуры составляет предмет первобытной истории, или историю первобытного общества. Согласно современным представлениям период формирования и становления человеческого общества - от появления на земле человека до возникновения классового общества - продолжался не менее полутора миллионов лет и завершился не ранее 4-го тысячелетия до н.э. Весь этот период был "бесписьменным", и история первобытного общества реконструируется главным образом на основе данных палеоантропологии, археологии и этнографии. Однако ни один из основных видов источников не отражает прошлого всесторонне. Вещественные памятники первобытной эпохи - археологические и антропологические - не могут дать достаточно полного представления о существовавших обычаях, общественных отношениях и т.п.

В выделении человека из мира животных и возникновении человеческого общества ведущую роль сыграл труд: сознательное, заранее намеченное изго-товление и использование орудий труда с целью удовлетворения насущных по-требностей, в первую очередь в пище и защите от врагов.

Трудовая теория является синтезом социальных и биологических законо-мерностей в происхождении человека, где социально сведено к одному важ-нейшему революционизирующему фактору. Ни одно животное не изготовляет орудий труда с заранее намеченной целью, хотя может использовать их для охоты и добычи плодов. Такое целеполагающее изготовление орудий труда яв-ляется процессом, который определяет созидательный характер труда.

Человеческое общество возникло не сразу с появлением первых орудий труда. Этому предшествовал длительный период эволюции, в течение которого одновременно и параллельно проходило формирование человека как вида ( ан-тропогенез ) и становление человеческого общества ( социогенез ). Некоторые специалисты по первобытной истории считают, что правильнее говорить о на-личии единого процесса формирования человека и становления человеческого общества. Период антропосоциогенеза характеризуется не только совершенст-вованием орудийной деятельности, но и преодолением, обузданием " зоологи-ческого индивидуализма ". Последнее имело едва ли не решающее значение для коллективов формирующихся людей, было одним из ведущих механизмов со-циогенеза, обеспечивавших коллективный труд и распределение, т.е. основные условия, при которых первобытный коллектив мог выжить.

Первая стадия истории первобытного общества завершилась 35-40 тысяч лет назад формированием человека современного вида и родовой общины - первой формы существования человеческого общества. Начальную форму ор-ганизации первобытных коллективов принято называть " первобытным челове-ческим стадом. Датировка возникновения первобытного стада окончательно не установлена: если считать древнейшим человеком презинджатропа, оно воз-никло около 2 млн. лет назад, если архантропов - около 1 млн. лет назад.

В развитии первобытного человеческого стада выделяют стадию архан-тропов и стадию палеонтропов, которые жили в мустьерское время. Ареал рас-селения архантропов был относительно невелик и ограничивался первоначаль-но регионами с теплым климатом. Жили они небольшими коллективами, скорее всего по 20-30 взрослых особей, занимались собирательством, требующим больших затрат времени, но дающим относительно мало пищи и притом чаще всего низкокалорийной.

С возникновением первобытного общества начались становление и раз-витие социальных отношений и прежде всего первобытного коллективизма. Главной причиной, тормозившей развитие социальных отношений в стаде, был зоологический индивидуализм. Формирование коллективных представлений длительный, а их смена - исключительно сложный процесс. К числу наиболее ранних коллективных представлений, генетически связанных между собой и оказавших определяющее влияние на становление и последующее развитие че-ловеческой культуры, в том числе и медицины, относятся табу, тотемизм, ма-гия, инимизм и фетишизм. По-видимому, одним из наиболее ранних коллек-тивных представлений была система немотивированных и категорических за-претов, регулирующая поведение людей в первобытных коллективах и их от-ношение друг к другу. Такие запреты, сохранившиеся до нового времени у так называемых примитивных народов, получили название "табу". В отличие от законодательных или религиозных или религиозных запретов сила, санкциони-ровавшая "табу" неизвестна, и, следовательно, вольный или невольный его нарушитель был лишен права на оправдание или покаяние. Возможно, было только очищение, которое допускалось не во всех случаях нарушения "табу". Отсутствие силы, санкционировавшей "табу", не означало, что его нарушение останется безнаказанным. Нарушение "табу по представлениям примитивных народов, освобождало некую неведомую опасность, находившуюся до этого в скрытом состоянии. Эта сила карала (чаще всего смертью), причем не только самого нарушителя, но и коллектив, членом которого он является. Соблюдение "табу" осмысливалось как своеобразная профилактическая мера, защищаю-щая коллектив от смертельной опасности, которая может произойти из-за не-правильного поведения отдельной личности. В первобытных коллективах су-ществовали половые "табу", пищевые "табу". Эти запреты возникли как средст-во обуздания животных инстинктов. "Табу возникли стихийно, бессознательно в ходе практической деятельности. Таким образом, " табу" были первыми регу-ляторами поведения людей в первобытных коллективах, и их отношений к коллективу и друг к другу. В период расцвета родоплеменной организации "табу" регламентировали буквально все стороны жизни и деятельности перво-бытного человека, в том числе прямо или косвенно относившиеся к медико-гигиеническим вопросам. Так достаточно рано сформировалось "табу" в отно-шении лиц , оказывающих помощь или ухаживающих за ранеными и больными. В период разложения родоплеменной организации начался кризис института "табу", распад системы запретов, регулировавшей жизнь общества. Основными регуляторами становятся сначала обычаи и религия, а затем религия и право. Многие табу составили основу законодательства регулирующего властные функции, безопасность жизни и имущества людей, брачно-семейные и другие отношения. Законодательство внесло ясность в вопросы наказания, которому уже подвергался только нарушитель законодательного запрета. Таким образом решился вопрос о субъекте , санкционирующем запрет и налагающем наказа-ние за его нарушение. Страх перед неведомой силой уступил место страху перед законом, а самое главное - с общества была юридически снята ответст-венность за правонарушения отдельных личностей.

Правопреемником основных этических "табу" стала религия. Она также внесла ясность в отношении силы, санкционировавшей предписываемые ей нравственные установления и наказания за их нарушения Эта сила, как извест-но, сверхъестественная, и в этом смысле религиозные запреты ближе к "табу", чем законодательные как понятие "грех" ближе к "табу", чем понятие "престу-пление". Призванная формировать и поддерживать нравственные устои обще-ства в целом и каждого человека в отдельности, религия играла и продолжает играть важнейшую роль в жизни общества, хотя эффективность ее не столь ве-лика, как хотелось бы.

Почти одновременно с "табу " в европейскую научную литературу вошло еще одно фундаментальное понятие - "тотем" Это понятие первоначально было описано, как свойственный некоторым племенам североамериканских индей-цев обычай избирать в качестве символа племени какой-либо вид животных или растений и почитать этот вид как своего родоначальника. Тотем - не боже-ство в строгом смысле этого слова. Он не был персонифицирован, не сущест-вовал в единственном числе, ему не поклонялись, не возносили молитв, но считали его "отцом", "старшим братом", покровителем и заступником. Тотем-ному животному нельзя наносить какой-либо вред, его нельзя убивать, упот-реблять в пищу , кроме случаев , когда убийство и поедание мяса тотема носили ритуальный характер. Люди ждали от своего тотема защиты, милости и помо-щи. Тотем посылал своему племени знамения и предостережения , помогал при болезнях и травмах. В условиях развитого тотемизма существовали атри-буты культа : типовые обряды , тотемические мифы, "священный центр" где хранились реликвии - символические предметы, олицетворяющие тотем , с ко-торым связывались предания о тотемических предках и оставленных ими "за-родышах" , дающих начало новым жизням. В центре поселения и на его околи-цах устанавливались столбы с изображением тотема, которые были призваны охранять род. Существовали изолированные небольшие коллективы , и "осоз-нание единства" такого коллектива могло быть достигнуто только через осоз-нание непохожести , какого-либо отличия от других. Тотем и служил этим от-личием, символом не только единства но и непохожести . Эта принципи-альная характеристика тотемизма

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»