Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Медицина /

Детский церебральный паралич

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, прояв-ляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном де-фекте.

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двига-тельных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем го-ловного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со сто-роны нервной системы за функциями мышц.

При ДЦП имеет место раннее, обычно внутриутробное повреждение или недо-развитие мозга. Причины этих нарушений могут быть разными:

- различные хронические заболевания будущей матери;

- перенесенные матерью инфекционные, особенно вирусные заболевания, ин-токсикации;

- несовместимость матери и плода по резусфактору или групповой принад-лежности;

- ушиба во время беременности и др.

Предрасполагающими факторами могут быть – недоношенность или пере-ношенность плода.

В отдельных случаях причиной ДЦП могут быть:

- акушерский травматизм;

- затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода;

- иногда ДЦП возникает после рождения в возрасте до одного года в результа-те инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозго-вого вещества), после тяжелых ушибов головы.

ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.

Существует несколько форм ДЦП. В зависимости от повреждения определен-ных систем мозга возникают различные двигательные нарушения.

1. Нарушения, определяющиеся в первую очередь выраженным повышением мышечного тонуса (спастичностью) в сочетании со слабостью мышц (паретич-ностью). Это приводит к затруднению или невозможности произвольных движений. Повышение тонуса – бедра у ребенка плотно приведены, голени часто скрещены. Повышение тонуса в мышцах – сгибателях голеней определяет сгибательную уста-новку ног в коленных суставах; в сгибателях предплечья и кисти – сгибание рук в локтевых и лучезапястных суставах, сжимание пальцев в кулак с частым приведени-ем большого пальца руки к ладони.

2. Форма ДЦП – двойная гемиплегия – тяжелой поражение всех четырех конеч-ностей, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее.

3. Более мягкая степень заболевания – спастическая диплегия – поражаются преимущественно ноги, руки в меньшей степени. Спастическая диплегия иногда описывается как болезнь Литтля (в случаях, когда заболевание связанно с недоно-шенностью).

4. У немногих детей наблюдается односторонние двигательные нарушения – гемипарезы (чаще – более тяжкое поражение руки).

5. У немногих детей с ДЦП осуществление произвольных движений затруднен-но в первую очередь за счет насильственных движений – гиперкинезов.

6. При атонически-астатической форме ДЦП двигательные нарушения опреде-ляются недостаточностью координации движений, несформированностью реакций равновесия, наличием низкого тонуса во всех группах мышц, недоразвитием выпря-мительных рефлексов (ребенок ходит на широко расставленных ногах, пошатыва-ясь, при попытке захвата предмета движения не точные, несоразмеренные, плохо координированные).

У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с сочетани-ем различных двигательных расстройств.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они сущест-вуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с недос-таточностью ощущений собственных движений.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных фор-мирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы манипулятивной деятельности.

Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формиро-вания двигательных навыков.

У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явле-ние апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические движения: за-стегивание пуговиц).

Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления дей-ствий с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза).

У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечно-го аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, осо-бенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (на-пример: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).

Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным пара-личом отрицательно влияют на весь ход его психического развития.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятель-ность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самооб-служивания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависи-мость от окружения взрослых. Это способствует формированию у него пассивности, безынициативности, нарушает становление мотивационной сферы. Кроме того, при ДЦП имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллек-та, речи, зрения и слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.

Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вя-лыми или раздражительными. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них появляется слюнотечение.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, бо-лезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изме-нения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП является со-вмещение педагогических и лечебных воздействий с учетом не только двига-тельных, но и осложняющих расстройств. К числу таких расстройств относятся отмечаемые уже в первые месяцы жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и соматические нарушения: запоры, резкое снижение аппетита, иногда – чрезмерный аппетит, повышенная жажда, периодические повышения температуры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спаз-мы как реакция на малейшие охлаждения и болезненное раздражение (бледность, похолодание конечностей). Часто отмечаются стойкие расстройства сна в виде на-рушений ритма сна, недостаточной его глубины, трудностей засыпания и ночных страхов.

В первые месяцы жизни у большинства детей с церебральным параличом на-блюдаются трудности сосания, глотания, привычные срыгивания и рвоты. Все эти нарушения ослабляют организм ребенка, поэтому дети растут слабыми, часто боле-ют простудными заболеваниями, а по физическому развитию значительно отстают от здоровых сверстников.

Для многих детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение про-цесса активного восприятия окружающего мира. Ребенок часто не может произ-вольно повернуть голову, перевести взор на тот или иной предмет, захватить его; у них нарушено развитие первых голосовых реакций, недостаточна их интонационная выразительность, что затрудняет формирование первых коммуникативных реакций. Частыми у детей с ДЦП являются расстройства речи, особенно ее звукопроизноси-тельной стороны, что тесно связано с поражением общей и речевой моторики. На-рушения звукопроизношения проявляются в виде пропусков, искажений и замен звуков, различных нарушений голоса.

При нарушении координации движений ( атонистически-астатическая форма ДЦП ) речь медленная, прерывистая, монотонная. Кроме того, ребенок может слабо или даже неправильно ощущать положение языка и губ, что значительно затрудняет развитие правильного звукопроизношения. Самые тяжелые речевые расстройства имеют место в случае осложнения церебрального паралича дефектами слуха: у 20 – 25% детей с ДЦП снижена острота слуха на одно или оба уха, недостаточно развито различие звуковых частот, особенно высокой тональности. Нарушения слуха чаще всего наблюдаются при гиперкинестической форме ДЦП (гиперкинезы).

Тяжелые нарушения зрения, приводящие к слбовидению и слепоте, встречают-ся примерно у 10% детей с ДЦП; примерно у 20 – 30 % детей наблюдается косогла-зие. Примерно у 20 – 25% детей с ДЦП имеет место умственная отсталость различ-ной степени выраженности, у 20% - эпилептические припадки.

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осущест-вляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способст-вует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и вы-явлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание. Основной задачей физического воспита-ния детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Неправильное двига-тельное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его голо-вы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка необхо-димо, прежде всего осуществлять контроль за положением общих частей тела. Ребе-нок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Ребенок не должен сидеть в течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. В течение дня полезно несколько раз выкладывать его на живот, добиваясь в этом положении раз-гибания головы, рук, спины и ног. С целью формирования предпосылок произволь-ных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в виде больших

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»