Медицина /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1) Теоретические аспекты проблемы развития речи
дошкольников.
1.1 Психофизиологический и лингвистический аспекты
проблемы.
1.2 Зависимость психического развития ребенка от развития
речи.
1.З Теоретические основы программы и методики развития
речи дошкольников.
1.4 Основные направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
1.5Связь речи с деятельностью детей.
2) Особенности речевой деятельности детей с задержкой
психического развития.
2. 1. Особенности лексики у детей с задержкой психического
развития.
2.2. Особенности грамматического строя.
2.3 Особенности синтаксической структуры предложения.
2.4 Особенности формирования речевого высказывания у
детей с задержкой психического развития.
ВЫВОДЫ
3) Организация исследования
3.1.Симптоматика и механизмы нарушения
фонематических функций у дошкольников с общим
недоразвитием речи. 32
3.2.Симптоматика и механизмы нарушения
стороны речи у дошкольников с задержкой психического
развития.
3.3 Цели, задачи и организация исследований.
3.4. Характеристика детей разных экспериментальных групп
3.5 Теоретические основы и содержание методики
констатирующего эксперимент.
3.6 Особенности нарушения фонематических функций у
детей с задержкой психического развития 6-7 годов жизни.
Заключение
Литература
Введение
Совершенствование системы образования требует
внедрения в практику работы общеобразовательных
учреждений, комплекса мер, направленных на
своевременное обеспечение каждому ребенку в
соответствии с его возрастом адекватных условий для
развития, формирование полноценной личности,
получение должного образования. В настоящее время
значительно возросли требования к речевому развитии
детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска
из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря,
грамматического строя речи, готовности к переходу от
диалогической речи к связному высказыванию.
Как показали исследования Л.С.Выготского. А.Р.Лурия,
А.К.марковой и др. авторов, возможности построения
связности высказывания, объединенного одной мыслью,обусловлены возникновением регулирующей,
планирующей функции речи в старшем дошкольном
возрасте.
У нормально развивающихся детей к началу школьного
происходит отделение речи от непосредственного
практического опыта, она приобретает новые функции.
Однако не все дети этого возраста одинаково легко
овладевают новыми видами речевой деятельности . По
данным клинических, педагогических и психологических
исследований ( Т.А. Власова, М.С.Певзнер,
К.С.Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой
психического развития, составляющие около 5о%
неуспевающих учеников с большим трудом осваивают
школьную программу. Особые трудности у них возникают
, в процессе обучения русским языком, что в свою очередь
связано с несформированностью речевой готовности к
школьному обучению
К тому же особенности психического и моторного развития
детей с задержкой психического развития не могут не
сказаться на формирование такой сложной функции, какой
является речевая функция.
Данная дипломная работа ставит перед собой следующую
цель:
1.Изучить особенности речевой деятельности детей с
задержкой психического развития.
2.Исследовать особенности нарушения фонематических
функций.
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются
следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме развития речи у детей.
2.Обследовать речь детей с задержкой психического
развития и выявить уровни речевого развития
3.Анализ литературных данных, касающихся проблемы
общего недоразвития речи и задержки психического
развития.
4. Теоретическое обоснование и создания методики
изучения фонематической стороны речи дошкольников с
общим недоразвитием речи и задержкой психического
развития.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Мы поставили перед собой задачу изучить особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Но прежде необходимо проследить, как же развивается и совершенствуется речь дошкольников в норме.
Мы постараемся осветить психофизиологический и лингвистический аспекты становления и развития речи, подробно остановимся на теоретических основах программы и методики развития речи дошкольников, и, рассматривая зависимость психического развития ребенка от развития речи, перейдем собственно к особенностям речевой деятельности у детей с ЗПР.
1.1. Психофизиологический и лингвистический аспекты
проблемы.
Психофизиологическое объяснение формируемых у человека языковых процессов, взаимодействие между мозгом и
языком как между двумя материальными системами отражено в рефлекторной теории И.М.Сеченова, И.П.Павлова, а также их последователей.
И.М.Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все аспекты сознательной и бессознательной жизни человека, показал роль речи как основного условия мышления внечувственными объектами, подчеркнул значение деятельности речедвигательного анализатора и речевых кинестезии для психического отражения действительности в сознании. И.М.Сеченов своими физиологическими исследованиями заложил основы учения о механизме речемышления и подошел к разработке психологической теории речи.
И.П.Павлов является создателем нового раздела физиологии- физиологии больших полушарий головного мозга.
Ученый констатировал, что функционирование второй сигнальной системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с первой, Нарушение взаимодействия может привести к тому, что речь превратится в бессмысленный поток слов.
Как отмечает А.Р.Лурия, речевые зоны в коре головного мозга представлены зонами Брока и Вернике. У.Пенфилд обнаружил верхнюю речевую область, которая играет вспомогательную роль. Автор доказал, что все три речевые области тесно связаны между собой и функционируют как единый речевой механизм.
М.М.Кольцова отмечает, что двигательный отдел головного мозга, в который поступают речевые раздражители, принято называть речедвигательным центром. Речедвигательный анализатор начинает действовать и увиваться лишь с формированием речи.
Развивая идеи И.П.Павлова о двух сигнальных системах, А.Н.Соколов в своих исследованиях внутренней речи показал специфику первой сигнальной системы. Он отмечал, что
усвоение речевой системы понятий приводит к тому, что у человека, владеющего речью, другие формы мышления - наглядно-образное, наглядно-практическое осуществляются на языковой базе - тех понятий, которые сохраняются и затем актуализируются в виде внутренней речи,
Внутреннюю речь Соколов рассматривал как «основной механизм мышления». Он считал, что внутренняя речь представляет между собой взаимодействие различных речевых механизмов (двигательного, слухового, зрительного).
Касаясь вопроса о психологическом аспекте формирования устной речи, необходимо отметить, что стержнем современной психологической науки служит теория деятельностной детерминации психики, огромная заслуга, в разработке которой принадлежит Л.С.Выготскому. Язык включен в систему общепсихологических категорий благодаря трактовке сознания и языка, Центральное место в психологической концепции Л.С.Выготского о происхождении высших психических функций занимает тезис об опосредствующей функции знака в предметной деятельности. Л.С.Выготским были разработаны
вопросы возникновения и развития речи. Автор указывает, что речь - одна из разновидностей знака. Присвоение знаков идет в процессе в предметной совместной деятельности и через общение.
Психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и другие) констатируют, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|