Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Медицина /

Исследование дыхания

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. 3

2. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ВОПРОСА 6

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 13

4. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 16

5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ 19

6. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 37

7. МЕТОДИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ “ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ” 38

8. ЛИТЕРАТУРА 47

1. ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Человек по природе своей любознателен. И больше всего, естественно, его ин-тересует все, что касается устройства и жизнедеятельности собственного организма. Особое место в этом плане занимает дыхание. Мы ощущаем дыхание больше, чем какую-либо другую физиологическую функцию. Можем наблюдать свое дыхание, можем им управлять. От того, чем и как мы дышим, насколько исправно работает наш дыхательный аппарат, в немалой степени зависит наша работоспособность, здоровье, в конечном счете - жизнь.

Классическое представление о дыхании как о процессе, состоящем из многих звеньев, сложилось в конце XIX - начале XX века. Уже тогда было ясно, что процесс дыхания включает в себя не только газообмен между легкими и окружающей сре-дой, между воздухом альвеолом и кровью, но и транспорт газов кровью, и газообмен между кровью и тканями, и окислительные процессы в тканях. Основным назначе-нием дыхания стали считать доставку кислорода к тканям и удаление образовав-шемся в результате окислительных процессов углекислоты.

Это представление о дыхании могло сложиться только на основе ряда крупных открытий на рубеже XVIII-XIX веков: роли кислорода и окислительных процессов в поддержании жизни, диффузии газов через альвеоло-капил-лярную мембрану лег-ких, кислород-транспортных свойств гемоглобина. Важное значение в развитии представлений о саморегуляции дыхания имело открытие в конце XIX века незави-симости потребления кислорода от его содержания во вдыхаемом воздухе, прямой связи потребления кислорода с величиной энергозатрат организма, взаимозависимо-сти между содержанием кислорода в артериальной крови и легочной вентиляцией, постоянства состава альвеолярного воздуха, роли рефлексов с легочных рецепторов растяжением в саморегуляции дыхания.

В соответствии с общепринятой концепцией функциональной системы II.К.Анохина дыхательная система - комплекс образований, включающий централь-ные (регуляторные) и периферические (воспринимающее) нервные компоненты и рабочие аппараты, функционально объединенные в единую систему, конечным эф-фектом деятельности котором является поддержание относительного постоянства газового состава крови и тканей организма. Развитие функциональной дыхательной системы подчиняется всем закономерностям, выявленным для других систем орга-низма и определенным П.К. Анохиным в концепции системогенеза. Ее основные положения применительно к дыхательной системе: ведущие морфофункциональные звенья дыхательной системы сформированы к моменту рождения, и в дальнейшем они растут и развиваются; на каждой стадии онтогенеза здорового ребенка его ды-хательная система функционально полноценна для его возраста; возрастные изме-нения функции внешнего дыхания неравномерны и гетерохромны; функциональная дыхательная система в онтогенезе находится в межсистемном и межорганном соот-ветствии.

Рассмотрение по возрастам развития всех компонентов функциональной дыха-тельной системы важно для понимания закономерностей развития организма на раз-ных этапах онтогенеза, механизмов адаптации к условиям среды и механизмов ком-пенсации при заболеваниях. Знание особенностей возрастного развития дыхатель-ной системы способствует правильной организации режима в детских учреждениях, дозированию физических нагрузок, разработке средств и методов предупреждения легочных заболеваний у детей.

Ввиду чрезвычайной сложности и многочисленности вопросов возрастного развития дыхательной системы обычно изучаются или отдельные возрастные пе-риоды, или отдельные процессы, обеспечивающие газообмен в легких, или меха-низмы регуляции дыхания. Лишь в немногих работах анализируются результаты комплексных исследований дыхательной функции легких.

Известнейший отечественный ученый В.М. Бехтерев - он был и анатомом, и физиологом, и врачом-невропатологом, и психиатром - заметил, что дыхание четко реагирует на изменения в психическом состоянии человека.

В.М. Бехтерев первым установил, что к регуляции дыхания имеют отношение определенные области кори мозга.

Действительно, ярко окрашенные эмоциональные переживания сопровождают-ся в большинстве случаев учащением дыхания, увеличением вентиляции легких.

Можно представить себе такую ситуацию. С вами поступили несправедливо. Ваш предок сумел бы тут же проучить обидчика. Но мы не можем пустить в ход ни когти, ни зубы. А мышцы уже напряглись, сердце гонит к ним кровь, насыщенную глюкозой, гормонами и, конечно же кислородом, который поступает из усиленно вентилируемых легких. Дыхание, таким образом, резко усиливается.

Подобное состояние можно наблюдать и в условиях профессиональной дея-тельности человека. В одной из лаборатории сделали такой опыт: испытуемый, слушая записанные на магнитную пленку ряды чисел, должен был отмечать нажати-ем кнопки заданные их комбинации. Как только начиналось выполнение задания, дыхание учащалось, особенно у тех испытуемых, кому справиться с нагрузкой ока-зывалось труднее. Постепенно ритм дыхания спадал, а когда программа заканчива-лась, наступало заметное его урежение.

При особо выраженном стрессе легочная вентиляция может повыситься на-столько, что вымывание двуокиси углерода из крови становится избыточным. Именно это происходит, как обнаружил московский физиолог А.М. Генин, с со-трудниками, у летчиков во время выполнения сложных полетов. Данное явление - не такое уж безобидное, как может показаться: вследствие падения давления CO2 сосуды мозга спазмируются, и человек может даже потерять сознание.

Чрезмерная высокая вентиляция легких (гипервентиляция) в некоторых случаях может быть проявлением своеобразного дыхательного невроза - как, например, опи-санная американскими врачами гипервентиляция, которая случалось принимала ха-рактер настоящих эпидемий среди девушек-студенток колледжей.

В последнее время ученые выяснили, что в контроле дыхательного ритма уча-ствуют многие гармони и другие биологически активные вещества, действующие на определенные нервные структуры. В числе этих веществ выделили особый класс белков, нейропептиды - эндорфины и энкефалии (они вырабатываются самим моз-гом), - участвующие, можно сказать, в регуляции нашего настроения.

В практическом и теоретическом плане стоит проблема адаптации человека к различным внешним экстремальным воздействиям и влияниям, вызывающим изме-нения, не выходящие за рамки физиологических. Эта проблема имеет особое значе-ние в связи с социальными и многими другими факторами: быстрым изменением среды и необходимостью долгосрочного прогнозирования, эндогенными (биологи-ческими, физиологическими и психологическими особенностями человека и осо-бенно развивающегося организма ребенка), экологическими - обеспечением не только сохранения, но и прогрессивного развития последующих поколений челове-ческой популяции.

В исследованиях по возрастной физиологии проблема адаптации детей и под-ростков к учебным и физическим нагрузкам является одном из ведущих. Основная цель этих исследовании состоит в том, чтобы изучить физиологические механизмы адаптации и получить возможность влиять на нее средствами педагогики и гигиены.

В результате адаптации возникает перестройка функций, становление их на но-вый уровень регулирования, повышается устойчивость организма к воздействию факторов внешней среды. Физиологические механизмы, обеспечивающие реакции адаптации и дезадаптации, более или менее раскрытые при экстремальных воздей-ствиях на взрослых людей, оказываются почти не изученными при воздействии на растущий и развивающийся организм детей и подростков и особенно при воздейст-вии обычных, неэкстремальных факторов.

Проблема изучения функционального состояния системы дыхания в условиях умственной деятельности является одной из ведущих в возрастной физиологии. Ее решение необходимо для понимания закономерностей приспособления организма к изменяющими условиям внутренней и внешней среды, компенсаторных реакции и функциональных перестроек, связанных с ростом и возрастом организма. Оценка адекватности используемых умственных нагрузок требуется глубокого знания воз-растных особенностей функции дыхательной системы и механизмов и регуляции.

2. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ВОПРОСА

Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих потребление орга-низмом кислорода и выделение двуокиси углерода 3,22.

Поступление кислорода из атмосферы к клеткам необходимо для биологи-ческого окисления органических веществ, в результате которого освобождается энергия, нужная для жизни организма. В процессе биологического окисления образуется двуокись углерода, подлежащая удалению из организма. Прекраще-ние дыхания ведет к гибели прежде всего нервных, а затем и других клеток. Кроме того, дыхание участвует в поддержания постоянства реакции жидкостей и тканей внутренней среди организма, а также температуры тела.

Дыхание является неотъемлемым признаком жизни, биологическая сущ-ность которого заключается главным образом в обеспечении окислительных процессов в организме путем обмена газов между организмом и внешней сре-дой. Различают внешнее и внутреннее дыхание 3.

Внешнее дыхание происходит в малом круге кровообращения, где проте-каемая с переферии венозная кровь вступает в газообмен с альвеолярным воз-духом, получает от него кислород - артериализируется - и в то же

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»