Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Конституционное право /

Конституция РФ 1993 года и ее развитие

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства.

Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, то есть, специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится и наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются, в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).

В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

К характерным чертам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Критерий конституционности актов органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и её субъектов - соответствие принципам и нормам федеральной конституции.

Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и внепарламентского контроля.

Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания.

Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов.

Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного суда РФ (ст.82).

Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе России выступают также главы исполнительной власти (президенты) республик.

Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).

Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.

Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным.

Важную роль в обеспечении конституционности издаваемых в России нормативных правовых актов играет толкование Конституции РФ Конституционным Судом (ч.5 ст.125 Конституции).

Важным условием правовой охраны конституции является четко разработанный механизм разрешения коллизий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.

Прежде всего, в отличие от предшествующих конституций Конституция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком разработки.

Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация - есть «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской республики. То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой - это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Это, прежде всего, подтверждается следующими правовыми аргументами.

В президентской республике президент является главой исполнительной власти. Согласно статье 110 Российской Конституции, «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо «председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы» (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности, не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113).

Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, согласно которой, президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства".

И, наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным образованиям, но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург). Такое Конституционное решение проблемы федеративного устройства России выходит за рамки традиционного понимания федерализации государства и мировой практики. В мировом сообществе федерации основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением (Индия, Бельгия) либо на отношениях, лишенных национального содержания (США, ФРГ, Бразилия). Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принципы построения федеративной организации государства.

Итак, юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»