Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Гражданство в международном праве

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 



Скачать реферат


эквивалентного обращения».*

Отсюда, обращение государства к дипломатической защите физических лиц его национальной принадлежности возмож¬но лишь при условии исчерпания ими внутренних возможно¬стей, предусмотренных законодательством государства, на тер¬ритории которого они находятся, т.е. после безуспешного об¬ращения к компетентным органам государства пребывания.

По внутригосударственному праву большинства государств оказание дипломатической помощи своим гражданам за ру¬бежом — их обязанность. В статье 25 Конституции Украины провозглашается: «Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами».** В этом случае граждане имеют право требовать от своей державы оказания им дипломатической защиты при нахождении в другом государстве, а государство гражданства обязано оказывать им эту защиту.

Если дипломатическая защита не привела к желаемому ре¬зультату, то налицо правонарушение соответствующего госу¬дарства и возникновение его международной ответственности со всеми вытекающими из этого последствиями.

Таким образом, применительно к индивидам, право защиты их нарушенных прав возникает не только у государства их национальной принадлежности, но и у всех других государств и у международного сообщества государств в целом, когда в частности, речь идет о их дискриминации по любым признакам или в случаях серьезных нарушений международных обязательств, касающихся защиты человеческой личности как таковой, таких, как международные обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид и другие аналогичные бесчеловечны действия.

Поэтому следует иметь в виду, что режим иностранцев определяется не только внутренним законодательством, но и нормами международного права, в том числе и двусторонними договорами государств, в которых стороны устанавливают положение своих граждан в другом договаривающемся государстве.

Государство пребывания устанавливает правовой режим иностранцев, который не должен противоречить общепризнан¬ным принципам и нормам международного права, междуна¬родным обязательствам государства, взятым в рамках двусто¬ронних и многосторонних договоров.

* М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.

** Конституция Украины принята 28 июня 1996 г.

Правовой режим иностранцев представляет собой совокуп¬ность их прав и обязанностей на территории данного госу¬дарства.

Эволюционное развитие взглядов и практики на определение правового положения иностранцев от минимального между¬народного стандарта до существующих ныне правовых режи¬мов происходило в 20 веке. Оно напрямую было связано, преж¬де всего, с бурным развитием всеобщих и разносторонних свя¬зей между людьми. Доминировали здесь, безусловно же, эко¬номические связи, но свою роль сыграл и факт прогрессирую¬щего роста численности человечества, которому становится тесно в рамках одного государства. Бурное развитие транспорт¬ных средств дало людям возможность стремительно передви¬гаться из одного конца земного шара в другой. Поэтому от практики минимального международного стандарта для ино¬странцев государствами был сделан достаточно быстрый пе¬реход к правовому режиму, устанавливаемому конкретным го¬сударством.

Минимальный международный стандарт определялся как совокупность определенных прав, которыми должен обладать иностранец в данном государстве. На практике определение этой совокупности оказывалось достаточно сложным в силу того, что нередко возникала коллизия между вопросом о содержании стандарта и метода его реализации, например, пло¬хо работающее правосудие сводило на нет предоставленный иностранцу объем судебной защиты. Недостатком также оказывалось отсутствие единого стандарта, что затрудняло при¬менение государствами принципов взаимности. Попытки уточнения стандарта путем введения дополнительных опреде¬лений («разумная забота» или «должная заботливость» об иностранце затем «основные права человека») хотя и помог¬ли определенным образом продвинуть решение проблемы, но оставались недостаточными и требовали качественно иного решения, которое и было найдено посредством введения на¬ционального режима.

Национальный режим в настоящее время является одним из двух видов правового режима, включая режим наибольше¬го благоприятствования, которые устанавливаются государства¬ми в отношении иностранцев.

Национальный режим предполагает наличие такого объема прав и обязанностей у иностранцев, который практически ни¬чем не отличается от объема прав и обязанностей, предостав¬ляемых государством их пребывания для собственных граж¬дан. Речь, таким образом, идет о фактическом уравнивании статуса иностранцев в той или иной сфере с гражданами стра¬ны пребывания, за некоторыми, естественно, исключениями.

В соответствии со статьей 26 Конституции Украины ино¬странцы и апатриды, которые находятся в Украине на закон¬ных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины - за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. Закрепленный Конституцией национальный режим для иностранцев нахо¬дит свою детальную регламентацию и конкретизацию в Зако¬не Украины от 4 февраля 1994 года «О правовом статусе ино¬странцев». В этом законе содержатся ограничения в право¬вом статусе иностранцев в таких сферах:

• политической (иностранцы не могут быть членами политических партий Украины; они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного са¬моуправления, а также принимать участие в референдумах; им ограничен доступ к государственной службе);

• отношение к военной службе (на иностранцев не распро¬страняется всеобщая воинская обязанность, они не проходя военную службу в Вооруженных Силах Украины и иных во¬инских формированиях, созданных в соответствии с законода¬тельством Украины);

• право на передвижение (они могут передвигаться на тер¬ритории Украины и избирать место жительства в ней в соот¬ветствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины; такой порядок может содержать определенные ог¬раничения в передвижении и выборе места жительства, кото¬рые допускаются, когда это необходимо, для обеспечения безо¬пасности Украины, охраны общественного порядка, охраны здо¬ровья, защиты прав и законных интересов ее граждан и других проживающих в Украине лиц);

• право въезда-выезда иностранцев (может устанавливаться безвизовый режим въезда-выезда иностранцев, либо наоборот, разрешительный порядок въезда и выезда граждан определен¬ного государства);

• установление пределов уголовной, гражданской и адми¬нистративной юрисдикции (иностранцы, например, не могут яв¬ляться субъектами некоторых правонарушений, например, из¬мена Родине, уклонение от воинской обязанности, они не вправе приобретать в собственность землю и т.д.).

Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам такого объема прав и обязанно¬стей, который ничем не отличается от объема прав и обязан¬ностей, предоставляемого государством пребывания гражданам любого третьего государства на своей территории. Режим наи¬большего благоприятствования предусматривается обычно в международных договорах, весьма часто в торговых соглаше¬ниях. Он используется для исключения дискриминации среди иностранцев.

В некоторых случаях к иностранцам может применяться

специальный режим, в соответствии с которым им предоставляется в какой-то сфере определенные права или налагаются соответствующие обязанности. При этом характер и объем таких прав и обязанностей обычно отличается от прав и обязанностей своих граждан.

Такой режим характеризуется опре¬деленной двойственностью: при нем иностранцы могут иметь либо больше прав, чем свои граждане, либо быть огра¬ниченными в правах по сравнению с ними.

Следует учитывать, что в чистом виде ни один из указан¬ных выше режимов, как правило, не применяется. Чаще всего в одной сфере иностранцы имеют национальный режим, а в другой (или других) - специальный. Кроме того, на режим иностранных граждан из конкретного государства влияет ха¬рактер отношений между этим государством и государством пребывания.

В настоящее время большинство государств использует раз¬решительный порядок въезда и выезда как иностранцев, так и своих граждан. Хотя в силу заключенных международных со¬глашений этот порядок может носить упрощенный (безвизовый) характер. Например, 25 июня 1996 года было заключено Согла¬шение между Украиной и Польшей о взаимных безвизовых поездках (вступило в силу с 17 сентября 1997 года), предусмат¬ривающее безвизовый режим. По состоянию на 1 января 2002 года в Украине имелось свыше 20 соглашений с различными государствами о безвизовом режиме въезда, в том числе с Ар¬гентиной, Вьетнамом, Турцией, Чили и др. Однако в последнее время наблюдается обратная тенденция, связанная с расшире¬нием Европейского Союза, государства-члены которого хотят защитить себя визовой политикой от нелегальной иммиграции. Так, в апреле 2000 года правительства Чехии и Словакии де¬нонсировали соглашение о безвизовом въезде граждан Украины, заключенное еще СССР и Чехословакией в 1981 году, в со¬ответствии с чем с 28 июня 2000 года был введен визовый ре¬жим между Украиной и Чехией, Украиной и Словакией. По мере расширения ЕС на Восток визовый режим для граждан Украины будет введен Венгрией, Румынией и Польшей.

Вместе с тем, следует указать, что государства-члены ОБСЕ в том числе и Украина, в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года и других документах этой организации, в частности касающихся «человеческого измерения» общеевропейского процесса, взяли на себя обязательства по упрощению процедур въезда и выезда как для своих граждан, так и иностранцев, с целью расширения возможностей

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»