Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Гражданство в международном праве

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 



Скачать реферат


возможностей взаимных контактов людей из разных государств в профессиональной, научной, культурной, личной и иных сферах. Кроме того, следует вспомнить содер¬жание статьи 13 Всеобщей декларации прав человека, кото¬рая устанавливает: «1. Каждый человек имеет право свобод¬но передвигаться и выбирать себе местожительство в преде¬лах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвра¬щаться в свою страну». Общеизвестно, что именно эти поло¬жения явились основанием для позиции СССР, который воздер¬жался при голосовании в 1948 году по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Всеобщей декларации прав чело¬века. И для этого были свои доводы, ведь «железный занавес», как добровольное жесткое ограничение контактов населения своей страны с внешним миром, до сих пор является одним из символов тоталитарных режимов. Демократические же государства, как представляется, должны быть заинтересова¬ны как с политической, так и с экономической точки зрения в последовательном и неуклонном выполнении ст. 13 Всеобщей декларации прав человека.

Правовое положение иностранцев двойственно. С одной стороны, они, являясь гражданами своего государства, должны выполнять законы этого государства, а с другой,-подчиняться законодательству государства пребывания и, следовательно, подпадают под юрисдикцию этого государства. Ситуация может усложниться, если законы двух государств, обязательные для выполнения иностранцем, противоречат друг другу. В таком случае говорят о конкурирующей юрисдикции государств.

Чтобы избежать подобных правовых коллизий, в современ¬ном международном праве наблюдается устойчивая тенден¬ция распространять права человека, зафиксированные в наи¬более важных международных актах, на иностранцев и лиц без гражданства. На практике данная тенденция проявляется в том, что многие государства, в том числе и Украина, предос¬тавляют иностранцам национальный режим. Иностранец, на¬ходясь на территории какого-либо государства, имеет права, предоставляемые ему на основе норм внутригосударственного и международного права. Вместе с тем, иностранец должен выполнять и определенные обязанности, главная из которых состоит в соблюдении конституции и законодательства госу¬дарства пребывания. За невыполнение своих обязанностей ино¬странец может привлекаться к гражданской, административ¬ной и уголовной ответственности, если на него не распростра¬няются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Иностранец привлекается к указанным видам ответствен¬ности на тех же основаниях, что и граждане государства, где пребывает иностранец, если иное не предусмотрено в законо¬дательстве и международных договорах этого государства. Что касается уголовной юрисдикции, то иностранец, как правило, не несет ответственности на территории государства пребыва¬ния за преступления, совершенные им на территории какого-либо другого государства, если эти преступления не затраги¬вают законные интересы государства пребывания. В таком слу¬чае заинтересованное государство может просить другое государство о выдаче преступника, находящегося на его тер¬ритории.

Выдача преступника (экстрадиция) — это передача его од¬ним государством, на территории которого он находится, дру¬гому государству, гражданином которого он является или на территории которого он совершил преступление, или государ¬ству, потерпевшему от этого преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Если требование о выдаче одного и того же преступника по¬ступает от нескольких государств, предпочтение отдается го¬сударству, на территории которого было совершено преступление.

Право выдачи преступников является суверенным правом каждого государства.

При выдаче преступников соблюдаются следующие пра¬вила:

1. собственные граждане, как правило, не выдаются;

2. обычно не подлежат выдаче лица, совершившие полити¬ческие преступления;

3. выдача преступника является обязательной в том слу¬чае, если инкриминируемое ему преступление подпадает под действие договора о выдаче и наказуемо как по законам госу¬дарства, требующего выдачи, так и по законам выдающего го¬сударства;

4. выдаваемые лица могут быть судимы только за то пре¬ступление, которое послужило основанием для требования выдачи;

5. выдача преступников производится по распоряжению ор¬ганов государства, осуществляющего выдачу.

В выдаче преступника может быть отказано, если он совер¬шил в государстве, требующем его выдачи, преступление, ко¬торое по законодательству страны пребывания не является пре¬ступлением, или если за совершенное им преступление в го¬сударстве, требующем его выдачи, предусмотрено наказание в виде смертной казни.

Переговоры по вопросам выдачи ведутся по дипломатичес¬ким каналам. Выдача преступников регулируется как наци¬ональным законодательством государств, так и международ¬ными договорами.

Экстрадиция обычно осуществляется на условиях двусто¬ронних или многосторонних договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам. В международном праве суще¬ствуют обычная и договорная нормы о невыдаче собственных граждан в руки правосудия другого государства. Исключения составляют военные преступники: их выдают государству, на территории которого они совершали свои злодеяния, или в руки международных трибуналов в соответствии с договорным и обычным правом.*

Следует отметить, что в законодательстве многих государств предусмотрена такая мера ответственности иностранцев, как выдворение из страны.

Иностранец может быть выдворен за пределы государства по решению органов внутренних дел или службы безопасности государства, если:

• этого требуют интересы обеспечения безопасности или охраны общественного порядка;

• это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан;

• он грубо нарушил законодательство о правовом статусе иностранцев в стране пребывания, а также в иных случаях, предусмотренных национальным законодательством страны пребывания.

Иностранец может обратиться в суд для обжалования решения о его выдворении.

*Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение).-М., 1992 г.

7. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве.

«Под термином беженец следует понимать иностранца, в том числе и лицо без гражданства, который вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношению к религии или гражданству, принадлежности определенной социальной группе или политическим убеждениям вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является или на территории которого он постоянно проживает, и не может или не желает пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений.»*

К данной категории лиц не относятся так называемые «экономические беженцы», покидающие свою страну в поисках лучшего экономического положения.

Чаще всего беженцы появляются вследствие международ¬ных или внутренних военных конфликтов.

В международном праве термин «беженцы» появился пос¬ле Первой мировой войны. Однако постоянный рост локаль¬ных и глобальных вооруженных конфликтов привел к необ¬ходимости не только детальной регламентации правового ста¬туса беженцев, но и к созданию международных структур профильного характера.

В ООН на основе резолюции Генеральной Ассамблеи 428 (5) от 14 декабря 1950 года было создано Управление Вер¬ховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), а в 1951 года была заключена многосторонняя Конвенция о статусе бежен¬цев. Согласно Конвенции под термином «беженец» подразу¬мевается лицо, которое рассматривалось как беженец в сил ряда соглашений, заключенных в период между двумя миро¬выми войнами, а также в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. В 1967 году был принят Протокол, касающийся статуса беженцев. В соответствии с протоколом Конвенция 1951 года уже распространялась и на лиц, став¬ших беженцами после 1951 года.

Для упорядочения деятельности УВКБ в 1954 году Генераль¬ная Ассамблея ООН приняла Устав УВКБ, на основе которого Управление должно осуществлять свою деятельность.

Кроме УВКБ, которое является центральным звеном, в меж¬дународную систему защиты беженцев входят другие меж¬дународные учреждения системы ООН, международные реги¬ональные организации, неправительственные организации и структуры государств, занимающиеся вопросами защиты бе¬женцев.

* Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в соответствии с Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-277) от 14 декабря 1950 г.

В связи с тем, что количество беженцев непрестанно увеличивается, что требует увеличения финансовых затрат, государства-участники Конвенции 1951 года и Протокола 1967 предпринимают усилия по справедливому и пропорциональному распределению между собой бремени затрат по поддержанию международной системы защиты беженцев.

Для более эффективного функционирования системы защиты беженцев УВКБ в последние годы осуществляет более тесное сотрудничество с региональными системами защиты беженцев, с целью предотвращения возникновения новых потоков бе¬женцев, непосредственно с государствами, международными орга¬низациями, задействованными в решении проблем беженцев, а также неправительственными организациями. Вместе с тем, по мнению многих специалистов, назрела необходимость в созда¬нии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»